Лунда

ЛУНДА, балунда, народ группы банту на юге Заира, северо-востоке Анголы и северо-западе Замбии. Численность 1030 тыс. человек, из них в Замбии 520 тыс., в Заире 400 тыс., Анголе 110 тыс. человек. Говорят на языке лунда. Большая часть Лунда - христиане (католики и протестанты), часть придерживается традиционных верований. 

Полный текст публикации

ЛУНДА, балунда, народ группы банту на юге Заира, северо-востоке Анголы и северо-западе Замбии. Численность 1030 тыс. человек, из них в Замбии 520 тыс., в Заире 400 тыс., Анголе 110 тыс. человек. Говорят на языке лунда. Большая часть Лунда - христиане (католики и протестанты), часть придерживается традиционных верований.
Этноним Лунда возник в период существования раннеполитического образования Лунда (конец 16 - начало 19 века), объединившего ряд этнических общностей (крупнейшая - луэна). Ядро государства находилось в среднем течении реки Касаи.
Традиционные занятия - ручное переложное земледелие (сорго, просо, кукуруза, маниок, бобовые, ямс, табак, пальмы, арахис, батат и др.; в целях повышения плодородия практиковалось совместное высаживание разных культур), охота (в том числе загонная) и рыболовство. Домашние животные - собаки, куры, козы, овцы, у правителей - крупный рогатый скот. Ремёсла (ткачество, плетение, резьба по дереву) были развиты слабее, чем у соседних народов. Занимались также торговлей, в том числе рабами. Часть современных Лунда живёт в городах, работает на плантациях и в горной промышленности.
Счёт родства матрилинейный, у северных групп - билатеральный. Сохраняются матрилинейная родовая структура, до недавнего времени - отработки за жену. Предпочтительны кросскузенные браки. Семья малая, уксорилокальная или вирилокальная. Разводы легки, полигиния существовала только у знати. Женщины пользуются экономической самостоятельностью, до конца существования государства Лунда сохранялось значение "лукокеши" ("сестры правителя"), слово которой было решающим при выборах правителя и в государственных делах. Ныне распространяются нормы отцовского права (правила наследования, брачного выкупа и др.). Местами сохраняются инициации - индивидуальные для девочек (чисунгу) и коллективные для мальчиков (муканда).
Традиционное поселение - небольшая деревня кругового плана. Жилище - круглая плетёная хижина с конической крышей из пальмовых веток или соломы. Складывались протогородские поселения - резиденции правителей - с населением до 10 тыс. человек.
Традиционная одежда - поясная, несшитая, из выделанных шкур (у знати - из ткани).
Традиционные верования - культ природных сил и предков. Образ демиурга (у разных групп - Нзамби, Калунга, Чинавези) связывается с дождём, громом и молнией. Среди духов предков (акиши) особое место занимают духи- предки правителей, знаменитых воинов и охотников. Выделяются также нахомба - духи преступников и колдунов. Сохраняется устная историческая традиция и фольклор. Из прикладных искусств развита резьба по дереву, характерен геометрический и зооморфный орнаменты. Популярны акробатические и мимические танцы (мунгонго). Музыкальные инструменты - клавишные (ксилофоны).
Э.С. Львова // НиРМ 

0.065447092056274