Лусеньо

ЛУИСЕНЬО (название по католической миссии Сан-Луис-Рей), индейский народ группы шошонов в США, на южном побережье штата Калифорния (резервации Ла Холья, Ринкон, Паума, Пала, Печанга и Собоба, а также Лос Койотес - вместе с кауилья). Живут также в окрестных посёлках и городах. Численность в резервациях 1,4 тыс. человек. Общая численность свыше 2 тыс. человек. Язык луисеньо группы купан подсемьи такик юто-ацтекской семьи. Диалектное членение незначительно. Распространены испанский и английский языки. Верующие - в основном католики, около 10% - протестанты (евангелисты и др.). 

Полный текст публикации

ЛУИСЕНЬО (название по католической миссии Сан-Луис-Рей), индейский народ группы шошонов в США, на южном побережье штата Калифорния (резервации Ла Холья, Ринкон, Паума, Пала, Печанга и Собоба, а также Лос Койотес - вместе с кауилья). Живут также в окрестных посёлках и городах. Численность в резервациях 1,4 тыс. человек. Общая численность свыше 2 тыс. человек. Язык луисеньо группы купан подсемьи такик юто-ацтекской семьи. Диалектное членение незначительно. Распространены испанский и английский языки. Верующие - в основном католики, около 10% - протестанты (евангелисты и др.).
В доколониальный период населяли долины рек Сан-Луис-Рей, Санта-Маргарита, а также Сан-Матео и Сан-Хуан (субэтническая группа хуаненьо), прилегающие горные отроги и океаническое побережье. Численность в 18 веке 5-10 тыс. человек.
Контакты с испанцами с 1769. Проводя политику аккультурации Луисеньо, испанцы в то же время в значительной мере сохранили их традиционное расселение. В результате американской колонизации (с середины 19 века) Луисеньо были лишены большей части земель; в 1875 для них были созданы резервации.
В 1950-60-х годах Луисеньо возглавили движение калифорнийских индейцев за самоуправление. Заняты в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере образования.
Традиционная культура типична для индейцев Южной Калифорнии (см. в статье Индейцы). Занимались собирательством (жёлуди и др.), охотой, в прибрежных районах - морским рыболовством и зверобойным промыслом. Для поддержания продуктивности участки сбора растений регулярно выжигались. Было развито плетение корзин, существовала лепная керамика.
Жилище - полуземлянка с конической крышей из коры или хвороста. Для хозяйственных занятий сооружался навес. Крытые землёй круглые полуземлянки-парильни использовались в ритуальных целях. В центре деревни - церемониальный дом с огороженной площадкой для ритуальной "живописи на песке".
Одежда состояла из накидок, сплетённых из полосок меха, сандалий и мокасин, у мужчин - набедренных повязок, у женщин - юбок-передников из выделанной коры. Практиковались татуировка и раскраска тела. Для украшений использовались полудрагоценные камни, когти медведя и др. Мужчины носили украшения в носу и в ушах, ритуальные головные уборы из перьев орла, ворона.
Деревню, образующую трайблет, населяла патрилинейная родовая община во главе с наследственным вождём, при нём - совет знатоков ритуала и шаманов, помощник-глашатай, составлявшие наследственную элиту. Существовала особая группа посвящённых воинов. Брак патрилокальный. За жену уплачивался выкуп, распространены кросскузенные браки, сороральная полигиния.
Инициации юношей сопровождались питьём галлюциногенного напитка из дурмана (толоаче), погребальные обряды - раздачей пищи и подарков; при инициации девушек делались наскальные рисунки. Большинство обрядов сопровождалось созданием рисунков из песка, имевших ритуально-космологическое значение. Для мифологии характерны сюжеты об умирающем и воскресающем боге Чингичнгише, с культом которого связан тайный мужской союз, и о культурном герое-демиурге.
В значительной степени сохраняют элементы традиционной культуры (погребальные обряды, инициации, пищу и др.), возрождается интерес к родному языку.
А.А. Истомин, О.И. Романова // НиРМ 

0.066778898239136