Луба

ЛУБА, балуба, народ группы банту на юго-востоке Заира (провинции Шаба и Касаи), небольшие группы живут на севере Замбии, а также в Танзании и Руанде. Общая численность 7150 тыс. человек, в том числе в Заире 7100 тыс. человек. Говорят на языке луба. Диалекты: чилуба, или касаи, лулуа, кисиланге. Верующие - в основном католики, часть - мусульмане-сунниты, сохраняются традиционные верования. 

Полный текст публикации

ЛУБА, балуба, народ группы банту на юго-востоке Заира (провинции Шаба и Касаи), небольшие группы живут на севере Замбии, а также в Танзании и Руанде. Общая численность 7150 тыс. человек, в том числе в Заире 7100 тыс. человек. Говорят на языке луба. Диалекты: чилуба, или касаи, лулуа, кисиланге. Верующие - в основном католики, часть - мусульмане-сунниты, сохраняются традиционные верования.
Название Луба было дано основателям раннеполитического образования Луба (конец 16 - конец 19 века) покорёнными народами. Империя Луба простиралась от озера Танганьика на востоке до реки Бушимае на западе и от реки Лунуга на севере до северных границ современной Замбии. В её границах из разных этнических компонентов сформировался народ Луба, включающий ряд субэтнических групп. После провозглашения независимости Заира (1960) Луба составляют большинство населения экономически развитых районов с городами на востоке страны.
Традиционные занятия - ручное земледелие (кукуруза, просо, фрукты, овощи, маниок, ямс), охота и собирательство, ремёсла (металлургия, кузнечное, ткацкое, плетение, гончарное, резьба по дереву в стиле "балуба"). Распространено отходничество. Заняты в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Основа традиционной социальной организации - деревенская община. Сохраняется матрилинейная родовая структура. Семья малая уксорилокальная, встречается полигиния (у знати), сорорат. Женщины в браке обладают экономической свободой, имеют право развода. Предпочтительны обменные браки. С принятием христианства развивается нормативная моногамия. Распространяются нормы, связанные с отцовским правом (правила наследования, брачного выкупа и др.).
Традиционное жилище - круглая, плетённая из жердей и прутьев хижина с конической крышей из пальмовых ветвей; деревни и хутора круговой планировки.
Традиционная одежда - несшитая юбка и набедренная повязка - вытесняется европейским и заирским (свободные рубахи у мужчин и длинные пёстрые платья у женщин) костюмом. И мужчины и женщины носили короткие причёски.
Традиционные верования - культы верховного божества-демиурга (у разных групп - Мнуние, Нзамби, Калунга, Мулопе, Маведжи), предков, обожествлённых правителей, легендарного основателя государства Конголо, вера в духов природы, магию, колдовство. Главная ритуальная фигура - мвине нтанда ("вождь земли"), проводивший календарные обряды, связанные с началом земледельческих работ и добычи железной и медной руды. Сохраняются упрощённые инициационные и погребальные обряды. Возникли синкретические афрохристианские церкви (Китавала и др.).
Луба имеют богатый фольклор (основной жанр - сказки о животных) и историческую традицию, хранителями которой являются тайные общества. Сложение фольклорных (сказочных) сюжетов продолжается и в колониальную и постколониальную эпоху. Развиты музыкальная и танцевальная культура. Основные музыкальные инструменты - барабаны, маримба (клавишные). В программах "Национального балета Заира" используются традиционные мифологические сюжеты. Складывается профессиональная литература. На языке килуба издаётся периодика.
Э.С. Львова // НиРМ 

0.068487882614136