Лома

ЛОМА, лоома, логома (самоназвание - "человек"), у манинка, манья, кру, кпелле, французов известны как тома, у кпелле - как тоа, у менде, ваи, американолиберийцев - как бзи, у банди - как балю, у мано - как твамиа, народ на северо-западе Либерии (графство Лоффа) и юго-западе Гвинеи (бывшее губернаторство Масента). Численность до 320 тыс. человек, в том числе около 180 тыс. человек (по другим данным - 230 тыс. человек) в Либерии и 140 тыс. человек в Гвинее. К Лома близки по языку и культуре банди. Внутри Лома выделяются субэтнические группы: гизима, вубома, зиема, булюиема, кона, векема, уйема, коима, нинибу. Бунде (гбунде, кимбузи) иногда рассматриваются как отдельный этнос. 

Полный текст публикации

ЛОМА, лоома, логома (самоназвание - "человек"), у манинка, манья, кру, кпелле, французов известны как тома, у кпелле - как тоа, у менде, ваи, американолиберийцев - как бзи, у банди - как балю, у мано - как твамиа, народ на северо-западе Либерии (графство Лоффа) и юго-западе Гвинеи (бывшее губернаторство Масента). Численность до 320 тыс. человек, в том числе около 180 тыс. человек (по другим данным - 230 тыс. человек) в Либерии и 140 тыс. человек в Гвинее. К Лома близки по языку и культуре банди. Внутри Лома выделяются субэтнические группы: гизима, вубома, зиема, булюиема, кона, векема, уйема, коима, нинибу. Бунде (гбунде, кимбузи) иногда рассматриваются как отдельный этнос.
Язык Лома входит в подгруппу манде нигеро-конголезской семьи. Диалектное членение в основном совпадает с делением на субэтнические группы. В 1930-х годов либерийские Лома создали оригинальное слоговое письмо. Ныне и в Либерии, и в Гвинее применяется латинский алфавит, в Гвинее предпринимаются попытки возрождения слогового письма.
До 3% Лома в Гвинее и до 20% в Либерии - христиане (главным образом протестанты), до 6% гвинейских Лома - мусульмане-сунниты, остальные придерживаются традиционных верований.
Лома возводят своё происхождение к пришельцам с севера (Мусаду, район Конья), переселившимся в 16 веке во время "вторжения мани".
Основа хозяйства - переложное подсечно-огневое земледелие (рис, маниок, а также фонио, кукуруза, сорго, батат, арахис; собирают плоды масличной пальмы, дынного дерева, бананы). Держат птицу и мелкий скот, гвинейские Лома - иногда коров. Традиционные ремёсла - ткачество, плетение, гончарство, кузнечество, резьба по дереву.
Поселения насчитывают до 100 человек. Жилища круглые с конусовидной крышей из листьев пальмы рафия. В центре поселения - большой "дом для бесед".
Патрилинейная большая семья имеет общее имя и пищевой запрет. Между людьми, имеющими общий пищевой запрет, браки обычно запрещены. Брак патрилокальный, распространена полигиния. Тайные общества Поло, или Поро (мужское), и Санде, или Занде (женское), характеризуются жёсткими инициационными обрядами, распространяют своё влияние и на соседние народы. Обряды тайных обществ сопровождаются появлением масок, танцами, проводятся в священных рощах в стороне от деревень.
Традиционно Лома ходили обнажёнными или в набедренных повязках. Современная одежда - результат влияния манинка и американолиберийцев.
Пища - каши, похлёбки с пальмовым маслом и приправами; употребляют в пищу все доступные виды мяса, в том числе крыс, улиток и т.д.
В прошлом практиковали ритуальный каннибализм.
В.Ф. Выдрин // НиРМ 

0.071182012557983