Куна

КУНА, самоназвание - туле ("люди"), тельмальтола ("народ моря"), индейский народ группы чибча в Панаме. Численность 50 тыс. человек. Делятся на группы: сан-блас (резервация на островах Карибского моря) и баяно (резервация в провинции Панама). Около 0,7 тыс. человек живёт на границе с Колумбией и в соседних районах Колумбии, в низовьях реки Атрато и на побережье залива Ураба. Из Колумбии эмигрируют в Панаму. Говорят на языке куна. Диалекты: материковый, или чукуна; островной, или сан-блас. Широко распространён испанский язык. Письменность на латинской графической основе. Куна - христиане (католики и протестанты). 

Полный текст публикации

КУНА, самоназвание - туле ("люди"), тельмальтола ("народ моря"), индейский народ группы чибча в Панаме. Численность 50 тыс. человек. Делятся на группы: сан-блас (резервация на островах Карибского моря) и баяно (резервация в провинции Панама). Около 0,7 тыс. человек живёт на границе с Колумбией и в соседних районах Колумбии, в низовьях реки Атрато и на побережье залива Ураба. Из Колумбии эмигрируют в Панаму. Говорят на языке куна. Диалекты: материковый, или чукуна; островной, или сан-блас. Широко распространён испанский язык. Письменность на латинской графической основе. Куна - христиане (католики и протестанты).
До испанского завоевания 16 века общество Куна делилось на знать, рядовых общинников, рабов, возглавлялось вождями. Была высоко развита обработка золота. С Куна смешалась группа французских гугенотов, поселившихся здесь в 1690. К середине 19 века большинство Куна переселилось на острова.
Традиционные занятия - ручное земледелие (маис, батат, цитрусовые, кокосы, бананы, в том числе на экспорт), рыболовство. Традиционные ремёсла - производство на продажу рубашек-мола, корзин, гамаков. Многие работают по найму, есть служащие, мелкие предприниматели, интеллигенция.
Поселения обычно вытянуты вдоль берега, дома односемейные, прямоугольные.
Общины управляются вождём и общим собранием (раздельно мужчин и женщин). Вожди (по одному от нескольких общин) дважды в год собираются на общий съезд. Семья малая или большая матрилокальная, власть главы наследуется старшим зятем.
Одежда в основном креольского типа; характерны женские кофты - мола, молакана, с выполненными на груди аппликацией геометрическими изображениями, реже с сюжетами из индейской и христианской мифологии, политическими лозунгами (техника аппликации заимствована у гугенотов), у женщин красный платок-накидка - тунуэди, кольцо в носу.
Сохраняются пережитки традиционных верований (шаманизм и др.), мифологический эпос, исполняемый на общинных собраниях, инициации девочек и другие обряды.
Ю.Е. Берёзкин // НиРМ 

0.07704496383667