Конго

КОНГО, баконго, народ группы банту в Заире, Анголе, Конго, Габоне, Уганде, Сан-Томе и Принсипи. Живут в нижнем течении реки Конго. Общая численность 9,2 млн. человек, в том числе в Заире 6,6 млн., в Анголе 1,3 млн., в Конго 1,23 млн., в Уганде 40 тыс., в Габоне 15 тыс., в Сан-Томе и Принсипи свыше 2 тыс. человек. Конго населяют один из самых экономически развитых районов Заира, составляют значительную часть рабочих Заира, Конго и Анголы, большинство населения крупных городов: Киншасы, Браззавиля, Бома, Матади и др. Субэтнические группы - суди, йомбе, вили и др. Говорят на языке конго; диалекты: бвенде, центральный (кишиконго), северо-восточный, восточный, северо-западный даади, кийомбе, кизомбо. Письменность на киконго на латинской графической основе. Большинство Конго - католики, есть протестанты. Часть Конго придерживается традиционных верований, распространены христианско-африканские секты (с 1921 кимбангизм в Заире; в 30-50-е годы - матсванизм; в 30-е годы в Конго - "миссия чёрных" Симона Мпади; в 50-е годы в Анголе - "чёрного пророка" Току). 

Полный текст публикации

КОНГО, баконго, народ группы банту в Заире, Анголе, Конго, Габоне, Уганде, Сан-Томе и Принсипи. Живут в нижнем течении реки Конго. Общая численность 9,2 млн. человек, в том числе в Заире 6,6 млн., в Анголе 1,3 млн., в Конго 1,23 млн., в Уганде 40 тыс., в Габоне 15 тыс., в Сан-Томе и Принсипи свыше 2 тыс. человек. Конго населяют один из самых экономически развитых районов Заира, составляют значительную часть рабочих Заира, Конго и Анголы, большинство населения крупных городов: Киншасы, Браззавиля, Бома, Матади и др. Субэтнические группы - суди, йомбе, вили и др. Говорят на языке конго; диалекты: бвенде, центральный (кишиконго), северо-восточный, восточный, северо-западный даади, кийомбе, кизомбо. Письменность на киконго на латинской графической основе. Большинство Конго - католики, есть протестанты. Часть Конго придерживается традиционных верований, распространены христианско-африканские секты (с 1921 кимбангизм в Заире; в 30-50-е годы - матсванизм; в 30-е годы в Конго - "миссия чёрных" Симона Мпади; в 50-е годы в Анголе - "чёрного пророка" Току).
Предки Конго переселялись на современную территорию несколькими волнами, очевидно, с востока, с плато Катанга по притокам реки Конго. Консолидация в единый этнос проходила в рамках государственного образования Конго (13 - начало 18 века). Христианство пришло в Конго в конце 15 века; в начале 16 века создан диоцез с епископом Энрике, сыном правителя Конго, во главе. На рубеже 17-18 веков на базе католицизма возникла "антонианская ересь", ставшая идеологией народного движения. Вторичная христианизация Конго (после распада государства в начале 18 века) - 19 век.
Традиционные занятия - тропическое переложное ручное земледелие (сорго, фасоль, бобы, батат, ямс, арахис, табак, пальмы - масличная, кокосовая, с начала 17 века - кукуруза и маниок), охота (в средние века и на морского зверя - ламантина), морское и речное рыболовство. Скотоводство (козы, свиньи) и птицеводство были развиты слабо. До распространения отходничества соблюдалось традиционное половозрастное разделение труда. Традиционные ремёсла - ткацкое (из волокон пальмы-рафии и трав на горизонтальном станке), кузнечное и металлургия (особо престижные), плетение и гончарство (женские, орнамент геометрический, иногда изображения животных), резьба по дереву (в том числе изготовление лодок-однодеревок, вмещавших 100 человек). Существовали денежные эквиваленты - раковины (нзимбу, собственность двора верховного правителя) и куски ткани (макута).
Традиционное поселение - деревня (либатта) уличной планировки, из прямоугольных однокамерных построек с двускатной крышей. В 15-18 веках были и города (мбанза), крупнейший из них - Мбанза-Конго (Сан-Сальвадор) с населением более 70 000 человек в 16 веке.
Традиционная одежда знати - типа туники до колен и накидка через одно плечо у мужчин, три юбки разной длины и накидка до пояса у женщин. Обувь (сандалии, сапоги) и головные уборы (остроконечные шапки) носила только знать. Украшения - браслеты, бусы, булавки в причёсках. Одежда рядовых Конго - поясная (типа саронга), набедренные повязки. Современные Конго носят европейскую одежду, в Заире среди женщин распространяются длинные платья и юбки в сочетании с головным платком.
До конца 19 века сохранялся род (канда), носивший имя прародительницы. Традиционная семья - большая полигинная, несколько семей составляли общину, населявшую деревню; ведущую роль в ней играли потомки первопоселенцев.
В основе пищи - густые каши с приправами и соусами (овощными, рыбными, мясными). Из пальмового сока приготовляют вино и пиво.
Верховные божества - богиня земли прародительница Нзамби, бог неба - Нзамби-Мпунгу. Распространён культ предков (бакула), с которым был связан культ "священного царя", злокозненных духов (банкита и мамба) - умерших преступников и колдунов. Культовые центры - "дома бакулу" в деревнях, где хранились реликварии и поддерживался священный огонь, и могилы предков. Характерен анимизм, у северо-восточных Конго - духи-покровители скал, деревьев, камней (нкиси-нси), в том числе радуга-змея Мбумба. Делались антропоморфные фетиши нкиси с отверстиями на животе для "кормления".
Сохраняется фольклор: песни, поговорки, басни, притчи, сказки (главным образом этиологические и о животных). Появились профессиональные писатели (в основном франкоязычные), скульпторы, художники; с 30-х годов 20 века возникла живопись в стиле "Пото-Пото" в городе Браззавиле. Музыкальные инструменты - барабаны, клавишные типа ксилофона (маримба), флейты. На основе десакрализации традиционной музыкальной и танцевальной культуры создан "Национальный балет Заира".
Э.С. Львова // НиРМ 

0.068530082702637