Катаб

КАТАБ, тиап, атьяп (самоназвание), народ в Нигерии (на юго-востоке штата Кадуна и в прилегающих районах штата Плато). Включает этнографические группы: атака, джаба, икулу, кагома, кагоро, кадже, камантан, кафанчан, качичере, мороа. Собственно Катаб подразделяется на миньям, агбат, шоква и аку. Родственные народы - каджуру, кадара и кутурми (ада). Численность 280 тыс. человек. Язык катаб бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской семьи. Большинство Катаб придерживается традиционных верований (культы предков и одушевлённых сил природы); часть - мусульмане-сунниты, есть христиане-протестанты (среди кагоро и кадже). 

Полный текст публикации

КАТАБ, тиап, атьяп (самоназвание), народ в Нигерии (на юго-востоке штата Кадуна и в прилегающих районах штата Плато). Включает этнографические группы: атака, джаба, икулу, кагома, кагоро, кадже, камантан, кафанчан, качичере, мороа. Собственно Катаб подразделяется на миньям, агбат, шоква и аку. Родственные народы - каджуру, кадара и кутурми (ада). Численность 280 тыс. человек. Язык катаб бенуэ-конголезской группы нигеро-кордофанской семьи. Большинство Катаб придерживается традиционных верований (культы предков и одушевлённых сил природы); часть - мусульмане-сунниты, есть христиане-протестанты (среди кагоро и кадже).
Катаб - автохтонное население, хотя есть легенды о микромиграциях отдельных групп в пределах региона современного обитания. В доколониальный период долгое время были данниками фульбе.
Основное традиционное занятие - тропическое ручное земледелие (просо, сорго, ямс, маниок, кукуруза, рис; имеются плантации табака, перца и имбиря). Содержат небольшое количество крупного рогатого скота, считающегося собственностью женщин. Развиты ремёсла: плетение циновок и корзин, резьба по дереву, у икулу - кузнечество. Мужчины занимаются охотой и сбором мёда для продажи; кагоро разводят свиней. Распространено отходничество.
Основу традиционной социальной организации составляют общинные (родовая община, большая семья) и родовые институты. Иерархическая линия родовых структур включает род (бин), подрод (кваи), максимальный линидж (туса) и минимальный линидж (уфам). Распространены сорорат, левират, умыкание невесты, покупной брак, а также полигиния и полиандрия. Управленческие и ритуальные функции осуществляли старейшины и советы старейшин различных уровней. Существуют общества взаимопомощи и мужской тайный союз Обваи, при вступлении в который мальчикам делают обрезание и проводят ряд инициационных обрядов. Практикуется скарификация (племенные знаки на лбу, щеках и подбородке), вставление распорок и пробок в верхнюю губу замужними женщинами.
Поселения кучевые, традиционное жилище - глинобитная хижина овальной формы с высокой соломенной крышей в виде усечённого конуса.
Традиционная одежда мужчин - кожаная набедренная повязка, женщин - юбка из фибры. Характерная особенность - грибовидный поясничный орнамент на одежде замужних женщин. Распространены хаусанская одежда и европейский костюм. Женщины носят грузы на голове на лотках особой овоидной формы.
Основная пища - растительная (просяная каша и варёные корнеплоды ямса), изредка мясо.
Традиционные верования - культы предков и одушевлённых сил природы, а также высшего божества Гваза (Шенья), ассоциирующегося с небом и луной. Большим влиянием пользуются "вызыватели дождя" - жрецы культа дождя. Есть элементы тотемизма (почитание леопарда у джаба). Распространены календарные праздники, праздники урожая, охотничьи ритуалы. В прошлом - ритуальный каннибализм и охота за головами. Из жанров фольклора наиболее распространены космогонические сказания.
В.А. Попов // НиРМ

0.0694580078125