Кайтагцы

КАЙТАГЦЫ, хайдакъ (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана. Часть исследователей считает Кайтагцев субэтносом даргинцев, другие - самостоятельным этносом. Численность Кайтагцев по переписи 1926 - 14,4 тыс. человек, на 1 января 1938 - 17,2 тыс. Во всех последующих переписях показаны в составе даргинцев. Говорят на хайдакском диалекте даргинского языка, который имеет 5 говоров. Распространены также кумыкский и даргинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие Кайтагцы - мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

КАЙТАГЦЫ, хайдакъ (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана. Часть исследователей считает Кайтагцев субэтносом даргинцев, другие - самостоятельным этносом. Численность Кайтагцев по переписи 1926 - 14,4 тыс. человек, на 1 января 1938 - 17,2 тыс. Во всех последующих переписях показаны в составе даргинцев. Говорят на хайдакском диалекте даргинского языка, который имеет 5 говоров. Распространены также кумыкский и даргинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие Кайтагцы - мусульмане-сунниты.
Наиболее ранние сведения о Кайтагцах ("Хайдак", "Хайдакъ") встречаются в арабских источниках 9 века. В 14 веке Кайтагцы подверглись исламизации. В 14 - середине 19 века Кайтагцы входили в крупное политическое образование - Кайтагское уцмийство. В 18 веке экономическое и политическое значение Кайтагского уцмийства усилилось, но к 19 веку оно значительно ослабло в результате нашествия в 1742 Надир-шаха и длительных междоусобных войн с другими политическими объединениями.
В 1813 по Гюлистанскому мирному договору Кайтагцы вошли в состав России. В 60-х годах 19 века образован Kайтаго-Табасаранский округ Дагестанской области. С 1921 Кайтагцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 Республика Дагестан.
Традиционные занятия Кайтагцев - земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах - земледелие, садоводство и виноградарство). Основные культуры: кукуруза, которую сеяли вместе с фасолью, ячмень, голозерный ячмень, конопля, лён, пшеница (в горнодолинной зоне). В горной зоне - ячмень, пшеница, морковь, картофель, рожь. В предгорье - озимая пшеница и ячмень, полба, просо, кукуруза, овёс. Из подсобных отраслей была развита охота. С декабря до мая большинство мужчин из Верхнего района уходило в отхожий промысел в район Дербента. Были развиты шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шёлковых тканей. В Верхнем (лесном) районе были развиты промыслы, связанные с обработкой дерева (производство земледельческих орудий, колёс, ларей, кроватей, сундуков, различной утвари и пр.), кузнечество и камнерезное дело. Незначительное кузнечное производство существовало и в Нижнем районе.
Традиционные селения западных Кайтагцев - скученные поселения с ярко выраженной вертикальной зональностью; селения восточных Кайтагцев сближаются с типом соседних кумыкских и вообще предгорных поселений. Дома чаще каменные. Характерны для Кайтагцев дома с верандой на фасадной солнечной стороне. В Верхнем районе встречаются боевые и сторожевые башни, стены с воротами вокруг села (село Ицари). Внутреннее убранство дома: огромные, во всю длину стены лари, шкафы для посуды и продуктов с несколькими полками, украшенные резьбой, деревянные тахты и кровати с фигурными украшениями и резьбой, стулья, маленькие табуретки со спинками и без, табурет на трёх ножках.
В 19 веке каждый аул представлял собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп - тухумов (жинсов).
Традиционная одежда Кайтагцев сходна с одеждой даргинцев. Мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, овчинные папахи, у зажиточных Кайтагцев - шапки из каракуля, башлык, войлочные шляпы. Обувь - шерстяные носки, обмотки, сафьяновые сапоги (с пришитыми и непришитыми голенищами), галоши (калуш) и башмаки без задников на толстой кожаной или деревянной подошве (верх из сыромятной кожи или из сафьяна), дирихи и другая обувь. Украшениями для мужского костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремнёвый пистолет со сплошь обложенной чернёным серебром ручкой, шашка и т.д. Нарядные черкески обшивали позументом. Традиционный женский костюм состоял из штанов двух видов (широких и узких), туникообразных рубах ярких тонов (красного, жёлтого, зелёного, оранжевого и т.д.), архалука, платья типа кумыкского полуша (вид нераспашного платья) и платья-рубахи с отрезной талией, овчинных шуб. Головные уборы: чухта, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки.
Пища: мясо-молочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Распространённые блюда - хинкал, супы, пельмени, пироги с начинкой. Изделия из теста: тонкие и толстые лепёшки, сдобные булочки, слоёный хлеб и т.д. Из напитков получило распространение вино из кипячёного виноградного сока "мусти".
Народные праздники и обряды: прополки черешни, вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца. Из жанров фольклора наиболее распространён прозаический жанр (рассказы и сказки). Из традиционных видов народного искусства: резьба по камню (надгробия, детали каменных домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и т.д.), вышивание и др. В домусульманских религиозных верованиях обнаруживается специфичность отдельных элементов и обрядов.
Б.М. Алимова // НиРМ 

0.067112922668457