Ишан

ИШАН, иса, исан, эса, эсан, эшан, народ в Южной Нигерии. Численность более 200 тыс. человек. Включают около 35 этносоциальных образований, объединяемых общностью самосознания (о чём свидетельствует и единство этнонима), многих черт социальной и духовной жизни. Говорят на диалектах языка эдо группы ква нигеро-кордофанской семьи. Письменность языка эдо - на основе латинской графики. По вероисповеданию христиане (католики и протестанты) и приверженцы традиционных верований. 

Полный текст публикации

ИШАН, иса, исан, эса, эсан, эшан, народ в Южной Нигерии. Численность более 200 тыс. человек. Включают около 35 этносоциальных образований, объединяемых общностью самосознания (о чём свидетельствует и единство этнонима), многих черт социальной и духовной жизни. Говорят на диалектах языка эдо группы ква нигеро-кордофанской семьи. Письменность языка эдо - на основе латинской графики. По вероисповеданию христиане (католики и протестанты) и приверженцы традиционных верований.
Большинство Ишан считают себя выходцами из бинийского Бенина, в состав "империи" которого входили с конца 15-16 веков (что отразилось в их фольклоре) и подданными верховного правителя которого признают себя и по сей день. Меньшая часть Ишан связывает своё происхождение с ивбиосакон, йоруба, игала, нупе, ибо, итсекири, наряду с бини оказавшими на Ишан более или менее существенное культурное, а иногда, как нупе, и социально-политическое воздействие.
Основное занятие - подсечно-огневое земледелие. Главные культуры - ямс, масличная и кокосовая пальмы, кукуруза, бананы, овощные и др. Разводят коз, овец, домашнюю птицу, немного рогатого скота. Определённую роль играют охота и рыболовство. Среди ремёсел выделяются ткацкое и кузнечное. Разделение труда - половозрастное. Издавна высоко развита торговля продовольственными товарами и ремесленными изделиями - внутренняя и с соседними народами. В 20 веке в число товарных культур вошли каучуконосы, хлопчатник, древесина.
Основная социальная единица - община, владеющая землёй, состоящая из больших семей, получающих участки в пользование на условиях их обработки. Нередки объединения нескольких общин по типу вождества. Чаще встречаются патрилинейные и вирилокальные семьи, но существуют и семьи матрилинейные и уксорилокальные. Соответственно разнятся и брачные обычаи и обряды. Сохраняется система возрастных классов.
Традиционные поселения, как правило, кольцевого типа с "общим домом" и святилищем в центре, в прошлом создавались на расчищенных от леса землях, вдали от воды. Ныне доминирует линейная застройка, одноэтажные дома располагаются по одну или обе стороны вдоль дорог. Прямоугольные в плане, они строятся на жердевом каркасе или на столбах, обмазываются глиной. Двери и рамы окон (новшество относительно недавнее) - деревянные, двух- или четырёхскатные крыши покрыты пальмовыми листьями или циновками из пальмовой соломы. Постройки - многокамерные.
Традиционная одежда - поясная или плечевая запашная.
Популярны фольклорные произведения (в частности, сказки), музыка, исполняемая на народных инструментах - ударных и смычковых.
Д.М. Бондаренко // НиРМ

0.072030067443848