Ительмены

ИТЕЛЬМЕНЫ, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство Ительменов считает родным. Верующие - православные. Ко времени прихода русских на Камчатку в конце 17 века Ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце 18 века Ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В 20 веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание Ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек. 

Полный текст публикации

ИТЕЛЬМЕНЫ, ительмень, итэнмьи (самоназвание, буквально "тот, кто существует", "местный житель"), народ в России (2,5 тыс. человек), компактно проживают на востоке полуострова Камчатка (Тигильский район Корякского автономного округа; 1179 человек) и в Магаданской области (509 человек). Говорят на ительменском языке (устаревшее название - камчадальский язык) чукотско-камчатской семьи. Диалекты: напанский, седанкинский, сопочновский, хайрюзовский. Распространён также русский язык, который большинство Ительменов считает родным. Верующие - православные. Ко времени прихода русских на Камчатку в конце 17 века Ительмены составляли основное её население, коренных жителей полуострова, насчитывалось около 13 тыс. человек. Резкий процесс обрусения привёл к тому, что в конце 18 века Ительменов-камчадалов (как называли их русские) насчитывалось около 3 тыс. человек, представлявших собой субэтнос русского народа. В 20 веке, особенно в последние годы, растёт этническое самосознание Ительменов (интерес к языку, культуре, традиционному быту), возрастает их численность - в 1959-89 с 1,1 до 2,5 тыс. человек.
Традиционное занятие - рыболовство (главным образом лососёвые). Орудиями лова служили крючки, сети. Рыбу заготовляли впрок в виде юколы или заквашивали в ямах. Существенное значение имели охота на пушного (главным образом соболь) и морского (тюлень, котик, киты) зверя, собирательство. Ительмены употребляли орудия из камня, кости, рога и дерева. Ительмены знали гончарство.
Средствами передвижения служили долблёные лодки, собачьи упряжки, скользящие лыжи, на охоте чаще использовали ступательные лыжи-ракетки.
В последние десятилетия хозяйственный комплекс Ительменов существенно изменился. Исчез как отрасль хозяйства морской зверобойный промысел, утратили былое значение сухопутная охота и собирательство. Главное занятие Ительменов - рыболовство превратилось в высокотоварную, технически оснащённую отрасль производства. Однако большинство занятых в этой отрасли предпочитают традиционный сетной промысел. В современной структуре занятости Ительменов преобладают новые занятия: животноводство, строительство, промышленная рыбообработка, значительная часть работает в системе народного образования, в здравоохранении и др. Около 40% Ительменов - городские жители.
Жили оседло большими посёлками. Жилище зимой - полуземлянка (число жителей доходило до 100 человек) с входом через дымовое отверстие в крыше, летом - свайный шалаш пирамидальной формы (для отдельной семьи). Огонь добывали с помощью деревянного сверла. Пищу варили в деревянных корытах, куда бросали раскалённые камни. Ительмены знали гончарство.
Носили Ительмены глухую меховую одежду из шкур оленей, собак, морских животных и птиц: женщины - комбинезоны - рубахи, соединённые с просторными шароварами, мужчины - кухлянки и меховые штаны, заправлявшиеся в унты. Обработкой материала, изготовлением одежды и обуви занимались женщины.
Обращены в православие в середине 18 века. Традиционные верования связаны с поклонением духам-хозяевам.
Наиболее развитые виды прикладного искусства - вышивка, плетение из травы и кожаных ремешков, аппликация из меха, резьба по кости и дереву, тиснение по бересте. Развитое танцевальное искусство.
В.А. Тураев  // НиРМ

0.067641019821167