Зуни

ЗУНИ, зуньи (от суни - "народ зуни" в языке керес), ашиви (самоназвание), индейский народ группы пуэбло на Западе штата Нью-Мексико (резервация Зуни на реке Зуни, приток реки Литл-Колорадо, к югу от города Галлап, на границе со штатом Аризона, около 7 тыс. человек). Общая численность - около 8 тыс. человек. Язык зуни. Распространён также английский язык, при двуязычии первый язык - зуни. Зуни сохраняют традиционные культы. 

Полный текст публикации

ЗУНИ, зуньи (от суни - "народ зуни" в языке керес), ашиви (самоназвание), индейский народ группы пуэбло на Западе штата Нью-Мексико (резервация Зуни на реке Зуни, приток реки Литл-Колорадо, к югу от города Галлап, на границе со штатом Аризона, около 7 тыс. человек). Общая численность - около 8 тыс. человек. Язык зуни. Распространён также английский язык, при двуязычии первый язык - зуни. Зуни сохраняют традиционные культы.
До появления европейцев жили в 6 поселениях-пуэбло по реке Зуни, предположитительно численность от 20 до 4-6 тыс. человек. Спорадические контакты с испанцами с 1540, заимствовали у них технику металлообработки, ряд сельскохозяйственных культур (пшеницу и др.) и овцеводство, ставшее в 19 - 1-й половине 20 века основным занятием. Попытки христианизации Зуни были безуспешны. После восстания пуэбло в 1680 и окончательного завоевания испанцами в 1692 сконцентрировались в одном пуэбло, вокруг которого в 1877 образована резервация, включившая ядро этнической территории Зуни. Численность в 1850 - 1,3 тыс. человек. Теократия постепенно вытеснена властью светского племенного совета (с 1934 - выборного, с 1965 - выборы всеобщие, с участием женщин, и тайные).
Традиционная культура типична для индейцев юго-запада США (см. в статье Индейцы). Занимались поливным и суходольным земледелием (кукуруза, фасоль), ремёслами (расписная керамика), а также собирательством и охотой (олени, антилопы, кролики).
Современные занятия - ремёсла, работа по найму, скотоводство; земледелие имеет подсобное значение, кукурузу выращивают для внутренниего потребления и в ритуальных целях. Развиваются традиционные художественные ремёсла - ювелирное (изготовление серебряных украшений с бирюзой, каменных амулетов), плетение, ткачество, вышивка бисером, изготовление расписной керамики, обработка кожи. Ремёсла (особенно ювелирное) стали одним из основных источников дохода.
В основе традиционной социальной организации - матрилинейные роды (у современных Зуни - 14 родов). Характерны ритуальные корпорации: образующие "Общество качинов" (котиканне) 6 ритуальных мужских обществ кивы (каждое со своим святилищем - кивой), которые проводят инициации мальчиков, и 12 знахарских обществ, а также две жреческие корпорации - жрецов дождя и жрецов лука.
Родовая община - домохозяйство (с матрилокальным брачным поселением) остаётся основной социально-экономической единицей, но распространены и малые неолокальные семьи. Несмотря на некоторую модернизацию образа жизни во 2-й половине 20 века, Зуни в значительной степени сохраняют традиционную социальную организацию, материальную и духовную культуру.
Обладали сложными космологическими представлениями. В основе мифологической модели мира у Зуни - ориентация по 6 направлениям трёхмерного пространства (север, запад, юг, восток, зенит, надир). Культы верховных божеств - Отца-солнца и Матери-луны, танцующих духов-качинов и других сверхъестественных сил. Ведущую роль в религиозной жизни играли жрецы дождя, из которых пеквинне (глашатай), ассоциируемый с зенитом, был жрецом солнца и хранителем календаря. Жрецы лука (из воинов, снявших скальп с врага) обеспечивали безопасность от внутренних и внешних врагов, вели войны (с навахо), преследовали ведьм. Власть осуществлял совет жрецов.
А.А. Истомин, В.А. Тишков // НиРМ

0.070492029190063