Же

ЖЕ, группа индейских народов в Восточной, Центральной и Южной Бразилии. Общая численность 40 тыс. человек. Выделяются северные Же - восточные тимбира (крикати, крахо, апариэкра, рамкокамекра; два последних образуют народ канела), западные тимбира (апинайе), каяпо, суя; центральные Же - шаванте, шеренте и, по-видимому, вымершие шакриаба; южные Же - кайнганг. Понятие "Же" иногда употребляется в узком смысле по отношению к северным и центральным Же. Говорят на языке же-пано-карибской семьи. Большинство других индейских народов Восточной Бразилии (кроме тупи) могут быть отдалённо родственны Же. Сохраняют в основном традиционные верования. 

Полный текст публикации

ЖЕ, группа индейских народов в Восточной, Центральной и Южной Бразилии. Общая численность 40 тыс. человек. Выделяются северные Же - восточные тимбира (крикати, крахо, апариэкра, рамкокамекра; два последних образуют народ канела), западные тимбира (апинайе), каяпо, суя; центральные Же - шаванте, шеренте и, по-видимому, вымершие шакриаба; южные Же - кайнганг. Понятие "Же" иногда употребляется в узком смысле по отношению к северным и центральным Же. Говорят на языке же-пано-карибской семьи. Большинство других индейских народов Восточной Бразилии (кроме тупи) могут быть отдалённо родственны Же. Сохраняют в основном традиционные верования.
Контакты с европейцами с 18 века, постоянные - с 20-30-х годов 20 века.
Основная зона расселения Же - кустарниковая саванна. Традиционные занятия - бродячая охота и собирательство в сухой сезон и ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, ямс, батат, бобовые, тыквенные, в меньшей степени горький и сладкий маниок) во влажный сезон. Распространяется работа по найму, скотоводство, ремёсла.
Традиционное поселение (во влажный сезон) занимала эндогамная община численностью от нескольких сот до 2-3 тыс. человек. Оно имело круговую или подковообразную планировку, часто на центральной площади - один или два мужских дома. Традиционное жилище без выделенных стен, обычно круглое (для малой семьи) или длинное, с крышей до земли (для расширенной семьи) типа шалаша.
Одежда отсутствовала. Мужчины, прошедшие инициацию, вставляли в мочки ушей и губы деревянные диски-лабретки. Распространяется одежда креольского типа.
Традиционная семья расширенная, брачное поселение матрилокальное, счёт родства, по-видимому, билинейный. Социальные институты - ритуальные фратрии, возрастные классы, религиозные наследственные и ненаследственные общества, мужские дома и др. Существовала добрачная свобода полов. Власть вождей селений слаба.
Традиционные ритуалы - танцы, в том числе в масках, игры и состязания (бег с бревном и др.). Сохраняются тотемизм, мифология.
Ю.Е. Берёзкин // НиРМ 

0.06843090057373