Евреи среднеазиатские

ЕВРЕИ СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ, евреи бухарские, исроил, яхуди (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев. Живут главным образом в Узбекистане (28369 человек) и Таджикистане (4879 человек), есть в Казахстане (795 человек) и др. В России 1407 человек. Язык таджикский (северная диалектная группа), распространены русский, узбекский, казахский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие - иудаисты. 

Полный текст публикации

ЕВРЕИ СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ, евреи бухарские, исроил, яхуди (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев. Живут главным образом в Узбекистане (28369 человек) и Таджикистане (4879 человек), есть в Казахстане (795 человек) и др. В России 1407 человек. Язык таджикский (северная диалектная группа), распространены русский, узбекский, казахский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие - иудаисты.
Первые достоверные сведения о еврейском населении в городах Средней Азии относятся к 8-9 векам, хотя появилось оно там много раньше (по некоторым косвенным данным, возможно, уже в 6 веке до нашей эры). В 13 веке впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с 16 века стала основным центром еврейского населения в Средней Азии. В начале 16 века произошло отделение общины евреев Средней Азии и Афганистана от общины Ирана, во 2-й половине 18 века Евреи среднеазиатские отделились от афганских. В конце 16 - начале 17 века в Бухаре возник еврейский квартал - так называемая старая махалла, вне которой им запрещалось селиться, к началу 19 века - так называемая новая махалла. К 60-м годам 19 века еврейские поселения существовали также в Карши, Мерве, Хатырчи, Самарканде, Шахрисабзе, Катта-Кургане, Кермине, Маргелане, Душанбе. Общая численность Евреев среднеазиатских к концу 19 века оценивается в 16 тыс. человек (в 10-е годы 20 века - 20 тыс. человек).
В середине 18 века и в 1-й половине 19 века происходили массовые насильственные обращения Евреев среднеазиатских в ислам; образовалась так называемая община чала (буквально "ни то, ни сё") - внешне исповедующих ислам, но втайне приверженных иудаизму. Евреи среднеазиатские облагались особым налогом, который должны были платить мужчины с 13 лет; они обязаны были носить отличительную одежду (или знаки на ней).
С конца 80-х годов 19 века начался выезд Евреев среднеазиатских в Палестину (к 1914 - около 1500 человек). С 1970-х годов развивается процесс эмиграции Евреев среднеазиатских в Израиль.
Основными занятиями Евреев среднеазиатских были крашение пряжи и тканей, торговля (главным образом шёлком), частично - хлопководство, виноградарство, табаководство. Евреи среднеазиатские участвовали в торговле с Россией. Вторжение на среднеазиатские рынки российских фабричных тканей привело к фактической ликвидации красильного ремесла, с начала 20 века Евреи среднеазиатские занимаются преимущественно парикмахерским, сапожницким, портновским ремёслами, мелкой торговлей.
После Октябрьской революции Евреи среднеазиатские - рабочие на заводах и фабриках, члены производственных кооперативов.
До 1940 существовала сеть еврейских школ на национальном языке, выходили периодические издания, развивалась профессиональная литература, с 1932 в Самарканде функционировал театр. Впоследствии еврейская культурная и педагогическая деятельность на национальном языке была прекращена, что значительно ускорило ассимиляционные процессы. 

0.069830179214478