Догон

ДОГОН (самоназвание), догом, хабе, кадо, томбо, народ в Мали и пограничных районах Буркина-Фасо (нагорье Бандиагара к югу от излучины и внутренней дельты реки Нигер). Численность в Мали 340 тыс. человек, в Буркина-Фасо 15 тыс. человек. Говорят на языке догон группы гур нигеро-кордофанской семьи. По языку близки лоби. Сохраняют традиционные верования. 

Полный текст публикации

ДОГОН (самоназвание), догом, хабе, кадо, томбо, народ в Мали и пограничных районах Буркина-Фасо (нагорье Бандиагара к югу от излучины и внутренней дельты реки Нигер). Численность в Мали 340 тыс. человек, в Буркина-Фасо 15 тыс. человек. Говорят на языке догон группы гур нигеро-кордофанской семьи. По языку близки лоби. Сохраняют традиционные верования.
Согласно этногенетическим преданиям, Догон - пришлая группа из долины среднего течения Нигера, вытеснившая местное население (телем), но частично усвоившая его культуру. Входили (сохраняя относительную самостоятельность) в состав западно-суданских ранних государств: в 14 веке - Мали (к правящим группам которого возводят своё происхождение), в 15 веке - Гао, в 16-19 веках - Масина (государство фульбе).
Основное занятие - тропическое ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, элевсина, бобы, кукуруза, арахис, овощи, особенно лук, являющийся предметом обмена с другими народами, рис). Держат крупный и мелкий рогатый скот. Развито кузнечное ремесло, прикладное искусство: деревянная скульптура (статуэтки мифологических персонажей, предков и др.), изделия из металлов, кожи змей и др., резная утварь.
Семья большая, руководимая советом старейших мужчин (гинна). Община управляется советом глав семей, руководимым огоном - жрецом культа Лебе, мифического предка Догон. От сыновей Лебе, согласно мифу, произошли племена Догон - дион, домно, оно и ару.
Поселения компактные. Жилища тесно примыкают друг к другу, нередко двухэтажные, прямоугольные в плане, с глинобитными толстыми стенами, плоской земляной кровлей, имеющей небольшой наклон для стока воды.
Традиционная одежда в прошлом - набедренная повязка, короткая рубаха (у мужчин), повязываемая на бёдрах юбка (у женщин). Мужчины ныне носят длинную светлую рубаху, женщины - цветную юбку и кофту.
В пище преобладают каши, похлёбки с маслом из плодов карите, острыми соусами и приправами.
Изолированное положение "страны Догон" способствовало консервации традиционной культуры Догон, её замкнутости. Многие черты мировоззрения, а также институты власти Догон, имеют, возможно, вторичный архаический характер. Догон сохраняют богатую мифологию со сложными космогоническими представлениями о многослойной вселенной, о творце Амма, первопредке Номмо и др. С культом предков у Догон связан институт масок (преимущественно зооморфных), которые носят члены Общества масок Ава - мужчины, прошедшие обрезание. Ритуальные процессии и пляски с масками проводятся во время похорон, с началом сельскохозяйственных работ и т.п. Тенденция к распространению ислама отмечается со 2-й половине 19 века под влиянием тукулеров; частичная христианизация - в зоне действия протестантских и католических миссий.
Б.В. Андрианов, В.Р. Арсеньев // НиРМ 

0.046880006790161