Гуан

ГУАН, гван, гуанг, гуэнг, группа народов акан, живущих в центральных и южных районах Ганы: гонжа (нгбанья), включая крачи и других северных Гуан, - между реками Чёрная Вольта и Дака и в нижнем течении реки Белая Вольта (Северная область); южные Гуан - черепон (черепонг, окере) и лате (лете, дате, ларте) - на Аквапимских холмах к северу от Аккры (Восточная область), анум (босо) - на юго-восточных берегах водохранилища Вольта (Восточная область), авуту (абуту) и эфуту (афуту, офуту, фету) - на побережье Гвинейского залива в районе городов Виннеба и Сенья-Бераку (Центральная область). В Бенине живут восточные Гуан: базанче - среди ликпа и тем в верховьях реки Кара (провинция Атакора) и чумбули - среди йоруба в среднем течении реки Окпара (провинция Зу). Общая численность - более 800 тыс. человек, из них гонжа - 600 тыс. человек. Языки гуан. Практически все южные Гуан владеют языками чви или фанти. Письменность на латинской графической основе имеют только гонжа (с начала 20 века). Большинство южных Гуан - христиане (протестанты и католики), есть приверженцы христианско-африканских церквей и сект, значительная часть придерживается традиционных верований; северные Гуан придерживаются традиционных верований, есть мусульмане-сунниты, незначительное число католиков и протестантов. 

Полный текст публикации

ГУАН, гван, гуанг, гуэнг, группа народов акан, живущих в центральных и южных районах Ганы: гонжа (нгбанья), включая крачи и других северных Гуан, - между реками Чёрная Вольта и Дака и в нижнем течении реки Белая Вольта (Северная область); южные Гуан - черепон (черепонг, окере) и лате (лете, дате, ларте) - на Аквапимских холмах к северу от Аккры (Восточная область), анум (босо) - на юго-восточных берегах водохранилища Вольта (Восточная область), авуту (абуту) и эфуту (афуту, офуту, фету) - на побережье Гвинейского залива в районе городов Виннеба и Сенья-Бераку (Центральная область). В Бенине живут восточные Гуан: базанче - среди ликпа и тем в верховьях реки Кара (провинция Атакора) и чумбули - среди йоруба в среднем течении реки Окпара (провинция Зу). Общая численность - более 800 тыс. человек, из них гонжа - 600 тыс. человек. Языки гуан. Практически все южные Гуан владеют языками чви или фанти. Письменность на латинской графической основе имеют только гонжа (с начала 20 века). Большинство южных Гуан - христиане (протестанты и католики), есть приверженцы христианско-африканских церквей и сект, значительная часть придерживается традиционных верований; северные Гуан придерживаются традиционных верований, есть мусульмане-сунниты, незначительное число католиков и протестантов.
Гуан считаются потомками первой волны протоакан - переселенцев, двигавшихся в 12-14 веках вдоль реки Вольта к побережью Гвинейского залива. Из южных Гуан только эфуту создали в доколониальный период своё вождество (оман) Фету (Огуаа), входившее в 18 веке в Федерацию Фанти, остальные составляли существенную часть населения аканских вождеств Акваму и Аквапим, входивших в 1742-1826 в Конфедерацию Ашанти. Идёт интенсивный процесс консолидации черепон, лате и анум с акваму и аквапим, а эфуту и авуту - с фанти.
Основные традиционные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, маниок, кукуруза, рис, бананы, овощи; ныне большинство Гуан занято возделыванием какао), разведение мелкого рогатого скота и домашней птицы, рыболовство. Из ремёсел развиты кузнечное, гончарное, плетение, резьба по дереву.
Поселения компактные. Традиционные жилище прямоугольное в плане, из деревянных жердей, обмазанных глиной, с двускатной крышей из пальмовых листьев или шифера.
Традиционная одежда - набедренная повязка из луба, в настоящее время вытеснена аканским кенте (в качестве праздничной) и европейским костюмом.
Основная пища - рыбная и растительная (каши, похлёбки, варёные, жареные и печёные клубнеплоды с острыми приправами).
Основу традиционной социальной организации составляли деревенские и большесемейные общины, во главе которых стояли вожди-жрецы. Потестарно-политические институты и военная организация заимствованы у акан. Брачное поселение вирилокальное, счёт родства патрилатеральный.
Распространены культы предков, одушевлённых сил природы, великого духа Отуту, фетишизм. Существует вера в магию и ведовство. Ежегодно (с конца августа по декабрь) устраивается праздник ямса Охум (Эба, Бба).
В.А. Попов // НиРМ 

0.066894054412842