Годоберинцы

ГОДОБЕРИНЦЫ, гъибдиди (самоназвание), народ в России. Численность около 3 тыс. человек. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на годоберинском языке, имеющем диалекты. Распространены аварский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

ГОДОБЕРИНЦЫ, гъибдиди (самоназвание), народ в России. Численность около 3 тыс. человек. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на годоберинском языке, имеющем диалекты. Распространены аварский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
К концу 14 века часть Годоберинцев исповедовала христианство, часть - традиционные верования. Исламизированы Годоберинцы в 16 веке. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития Годоберинцев.
После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. По переписи 1897 Годоберинцев насчитывалось 1172 человек, 1926 - 1512. В феврале 1944 жители села Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в 1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский район, село Теречное.
Традиционные занятия Годоберинцев - пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, производство войлока. Основные современные занятия - земледелие, скотоводство, садоводство, подсобное - пчеловодство. Многие Годоберинцы живут в городах, заняты в промышленности.
Традиционные поселения на холмах, улицы довольно широкие, неправильно расположенные. Центр селения - мечеть и годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с 16-17 веков имели чисто территориальный характер. Традиционное жилище из камня, дерева (в последнее время - также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в плане, каркасно-столбовое; ныне дома современного типа.
Традиционная одежда сходна с одеждой ботлихцев. В основе мужского костюма - туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиционная обувь нескольких типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т.д. В комплекс женской одежды входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком.
В традиционной пище преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее распространённое - хинкал с мясом и без него, с приправой.
В основе традиционной социальной организации - сельская община, большое значение имели патриархальные кровнородственные объединения - тухумы. Семья малая, счёт родства ведётся по отцовской и по материнской линиям. Широко распространена родственная и соседская взаимопомощь.
Похоронно-поминальная обрядность сочетает элементы домусульманских и мусульманских обрядов.
Жанры фольклора разнообразны - предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и т.п., некоторые двуязычны (передаются также на аварском языке). Популярны легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов. Развита народная медицина. Сохраняются домусульманские анимистические представления (вера в духов, культы предков, деревьев и т.п.).
Б.М. Алимова, Д.М. Магомедов // НиРМ 

0.069705963134766