Гинухцы

ГИНУХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназвание), народ в России. Численность 0,6 тыс. человек. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гинухском языке. Распространены также аварский, русский, гунзибский, бежтинский, цезский и грузинский языки. Письменность на аварскском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

ГИНУХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназвание), народ в России. Численность 0,6 тыс. человек. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гинухском языке. Распространены также аварский, русский, гунзибский, бежтинский, цезский и грузинский языки. Письменность на аварскском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты.
В раннем средневековье подвергались христианизации. В 15 - 2-й половине 18 века были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев 1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран. С 1921 в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан. В 1947 Гинухцев насчитывалось 244 человека. В 1944 Гинухцы принудительно были переселены на территорию чеченцев; в 1957 вернулись на свою территорию.
Основное традиционное занятие - скотоводство, главным образом овцеводство. Разводили коров, коз; занимались коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овёс. Разводили пчёл, занимались охотой.
Домашние ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Основные занятия в наши дни: отгонное скотоводство (главным образом овцеводство) и полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения.
Основа традиционной социальной организации - община (джамаат) скотоводов-воинов. Сохранялась роль патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Жилища прямоугольные в плане, каменные, главным образом двухэтажные, с хлевом на первом и жильём на втором этаже. Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; местами сохранились открытые лоджии.
Мужская традиционная одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, различные овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, башмаки, ноговицы, со 2-й половины 19 века сапоги с каблуком русского образца. Носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных (реже - в серебряных) ножнах. Женская традиционная одежда: туникообразные платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шёлковые платки, тёплые шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин (кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными камнями.
Пища в основном мучная и мясо-молочная. Основные блюда - хинкалы, толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, вареники, молочные и мясные похлёбки.
Устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки) на аварском и гинухском языках. Развита народная медицина. Сохранились традиционные представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом, тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, рощи, озера и т.д.
С.А. Лугуев, М.Ш. Ризаханова // НиРМ 

0.068641185760498