Бугисы

БУГИСЫ, буги, бугийцы, бугинезы (устаревшее), тоугик (самоназвание), народ в Индонезии, главным образом на юго-западе острова Сулавеси, также на юге Сулавеси, на восточном побережье острова Калимантан, на островах Риау и Малаккском полуострове. Численность 4,6 млн. человек, из них 4,55 млн. человек в Индонезии, остальные - в Малайзии и Сингапуре. Говорят на бугийском языке западноавстронезийской группы австронезийской семьи. Распространён также индонезийский язык. Письменность - хурупук-сулапак-эппак - слого-алфавитное бугийско-макасарское письмо индийского происхождения. В 20 веке письменность также на латинской основе. Бугисы - мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

БУГИСЫ, буги, бугийцы, бугинезы (устаревшее), тоугик (самоназвание), народ в Индонезии, главным образом на юго-западе острова Сулавеси, также на юге Сулавеси, на восточном побережье острова Калимантан, на островах Риау и Малаккском полуострове. Численность 4,6 млн. человек, из них 4,55 млн. человек в Индонезии, остальные - в Малайзии и Сингапуре. Говорят на бугийском языке западноавстронезийской группы австронезийской семьи. Распространён также индонезийский язык. Письменность - хурупук-сулапак-эппак - слого-алфавитное бугийско-макасарское письмо индийского происхождения. В 20 веке письменность также на латинской основе. Бугисы - мусульмане-сунниты.
Предки Бугисов и родственных им макасаров испытали в 1-м - начале 2-го тысячелетия культурное и политическое влияние индуизированных государств Западной Индонезии, стимулировавшее их социальное и культурное развитие. К этому периоду относится сложение письменности, формирование пантеона традиционной религии. Бугисы включились в межостровную торговлю, славились как мореходы. К 15-16 векам сложились феодальные отношения, возникли княжества на юге Сулавеси (Боне, Луву, Ваджо, Соппенг и др.), активно участвовавшие в политической борьбе на Малайском архипелаге, что привело к сложению диаспоры Бугисов. В начале 17 века приняли ислам от западно-индонезийских народов. Группы, не принявшие ислам, сохранялись до начала 20 века. Бугисы ассимилировали к 20 веку группы автохтонного населения (тоала). Сложилась развитая литература, философия, историография.
Основные традиционные занятия - пашенное поливное рисосеяние в прибрежных низменностях, ручное возделывание суходольного риса и кукурузы в горных местностях. Выращиваются также технические культуры (кокосовая, аренговая пальмы, кофе, табак), разводят буйволов и другой крупный рогатый скот, лошадей макасарской породы, коз, кур, на побережье занимаются рыболовством. Сохраняет большую роль торговля. Традиционные ремёсла - ткачество, плетение (в том числе из стеблей орхидей), кузнечное и ювелирное ремесло, строительство лодок и мелких судов - ориентированы в основном на туристский спрос. Растёт городское население (города Уджунгпанданг, Парепаре).
Традиционная социальная организация близка к макасарской. Счёт родства билатеральный. Сохраняется сословно-кастовое деление на аристократов, свободных общинников и зависимых, практикуется гипергамия.
Традиционные поселения разбросанные, насчитывают до 40 многосемейных домов. Распространяется уличная планировка. Традиционное жилище каркасное, на невысоких сваях, стены и пол из бамбуковой плетёнки, реже из дерева, имеет спереди веранду, внутренние перегородки бамбуковые или из циновок. Распространяется наземное жилище для малой семьи общеиндонезийского "тропического" типа.
Мужская одежда - саронг, короткие штаны, головной платок, на поясе - крис и коробочка для бетеля. В основном вытеснена европейской одеждой. Женский костюм - саронг, банджу из прозрачной ткани, преобладают красный и пурпурный цвета. Мужчины высших сословий отпускали длинные волосы, низших - коротко стриглись.
Основная традиционная пища - рис с приправами, кукуруза, свежая, сушёная и ферментированная рыба, по праздникам - мясо, в основном буйволиное и куриное. Пьют пальмовое вино (сагуэр).
Потребление наркотиков привело к специфическому для Бугисов психическому заболеванию (амок). Развит музыкальный и танцевальный фольклор, в том числе состязания между юношами и девушками в исполнении частушек - пантунов. Популярны петушиные бои. Сохраняются пережитки традиционных верований, сословие шаманов-жрецов (биссу) верховного божества Батара Гуру и его жены Ве Ньилитимо. Доисламская мифология отражена в обширном эпосе "Лагалиго".
М.А. Членов // НиРМ 

0.068853139877319