Бороро

БОРОРО, ораримугудоге (самоназвание - "люди рыбы орари"), индейский народ в Боливии и Бразилии (на северо-востоке штата Мату-Гросу в двух резервациях и в салезианской миссии, незначительное число в городах штата Мату-Гросу). Численность в Боливии 2 тыс. человек, в Бразилии - 1 тыс. человек. Язык бороро, возможно, отдалённо родственный языкам же. Распространён также португальский язык. Часть Бороро - христиане (католики), сохраняют и традиционные верования. 

Полный текст публикации

БОРОРО, ораримугудоге (самоназвание - "люди рыбы орари"), индейский народ в Боливии и Бразилии (на северо-востоке штата Мату-Гросу в двух резервациях и в салезианской миссии, незначительное число в городах штата Мату-Гросу). Численность в Боливии 2 тыс. человек, в Бразилии - 1 тыс. человек. Язык бороро, возможно, отдалённо родственный языкам же. Распространён также португальский язык. Часть Бороро - христиане (католики), сохраняют и традиционные верования.
К моменту первого контакта с бразильцами (начало 18 века) занимали территорию между верховьями рек Гуапоре и Арагуаи, делились по языку на западных и восточных. Западные Бороро в основном ассимилированы к началу 20 века, их остатки частично влились в восточную группу. Северная часть западных Бороро в культурном и антропологическом отношении отлична от остальных (более долихокефальны и выделяются сильным развитием бороды у мужчин); они известны как умутина (самоназвание - балориэ). Ассимилированы бразильцами в 1950-60. Группа Бороро при миссии сильно аккультурирована и смешалась с шаванте.
Основные занятия - подсечно-огневое ручное земледелие (кукуруза, горький и сладкий маниок, рис, хлопчатник, табак и др.), а также рыболовство, охота, собирательство.
Мужская традиционная одежда - мешочек из листа, прикрывающий половой орган, на время церемоний - пояс из коры со знаками, указывающими родовую принадлежность. Мужчины прокалывали нижнюю губу, вставляя в отверстие украшение из перьев.
Традиционное жилище - длинные шалаши, с 20 века - прямоугольные дома под двускатной крышей (заимствованы у креолов); в каждом доме - расширенная семья (в миссии - дома для парных семей).
Брачное поселение матрилокальное. Распространена добрачная половая свобода. Матрилинейные тотемные роды образуют экзогамные фратрии, дома представителей которых расположены на противоположных концах селения кольцевой планировки. В центре площади - мужской дом.
Погребально-поминальные церемонии и инициации мальчиков с шествиями в костюмах духов-тотемов (до 50-х годов 20 века при этом употреблялись гуделки) женщинам видеть запрещено.
С начала 20 века среди восточных Бороро работают салезианские миссионеры, однако в некоторых селениях сохраняются основные элементы традиционной социальной организации, главные ритуалы и мифология.
Ю.Е. Берёзкин // НиРМ 

0.068373918533325