Бини

БИНИ, едо, обини, эдо, народ в Южной Нигерии. Численность 4270 тыс. человек. Язык эдо (бини) группы ква нигеро-кордофанской семьи. Письменность создана в 19 веке европейскими миссионерами на основе латинской графики. Значительная часть Бини придерживается традиционных верований, есть христиане (католики и протестанты). 

Полный текст публикации

БИНИ, едо, обини, эдо, народ в Южной Нигерии. Численность 4270 тыс. человек. Язык эдо (бини) группы ква нигеро-кордофанской семьи. Письменность создана в 19 веке европейскими миссионерами на основе латинской графики. Значительная часть Бини придерживается традиционных верований, есть христиане (католики и протестанты).
Согласно одной из этногенетических легенд, предки Бини пришли с востока, в другой утверждается, что Бини автохтонны. Бини были основателями государства Бенин (11 век), ядром одноименного социально-политического образования (13-19 веков, расцвет - середина 15 - начало 17 века), создателями его высокой культуры. Исторические предания, ряд обрядов и ритуалов, анализ бенинского придворного искусства свидетельствуют, что династия бенинских верховных правителей пришла (по наиболее распространённой версии, в конце 12 века) из йорубского города Ифе, с которым некоторые легенды также связывают и происхождение всего народа Бини. Изначальная этническая, культурная близость, схожесть хозяйственных и отчасти социальных систем Бини и их соседей - других народов группы эдо (ишан, этсако и др.), йоруба, итсекири в сочетании с длительностью и многообразием связей между ними привели к сложению своеобразной эдо - йорубской историко-культурной общности, в которой Бини и йоруба играют ведущую роль.
Традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие (различные виды ямса, масличная и кокосовая пальмы, кукуруза, бананы, овощные). Главные товарные продукты - какао, каучук, пальмовые продукты, древесина. Скотоводство развито слабо. Держат овец, коз, домашнюю птицу. Крупный рогатый скот имеется только у зажиточных людей, прежде всего представителей традиционной знати. Рыболовство также никогда не играло большой роли. Охота сохраняет вспомогательное и ритуальное значение. К началу колониальной эпохи ремесло от земледелия ещё не отделилось.
Из ремёсел издавна высоко развиты ткачество, гончарство, дерево- и металлообработка, плетение, в наше время частично вытесняемые товарами промышленного производства. Среди художественных ремёсел выделяются литьё по восковой модели (так называемая бенинская бронза), резьба по кости и дереву. До сих пор сохраняются следы деления ремесленников на объединения, обычно совпадающие с традиционными социальными подразделениями. Исторически сложилось половозрастное разделение труда. Высоко был развит обмен, особенно с соседями.
Основа социальной организации как доколониального города Бенин, так и его деревенской округи - большесемейная община. Счёт родства патрилинейный, сохраняются система возрастных классов, полигиния, строгая вирилокальность и экзогамность брака. В доколониальный период иногда складывалось объединение общин по типу вождества. Была характерна надобщинная власть титулованных старейшин и верховного правителя - обы и его линиджа. В колониальную и постколониальную эпохи эти институты приобрели иные характер и функции. С 12 века существовало домашнее рабство военнопленных и преступников, с начала 16 века покупавшихся европейцами, в последние века доколониальной эпохи возник институт кабального должничества. В наше время представители современных социальных слоёв в большинстве случаев не порывают традиционные связи.
Традиционные поселения линейной (уличной) или кольцевой планировки обычно расположены вдоль дорог. Жилища одноэтажные, прямоугольные в плане, плетнёвые на деревянном каркасе или столбовые. Снаружи и изнутри стены обмазываются глиной. Нависающая со всех сторон над двором, образуя своеобразную веранду, крыша деревянная, покрытая пальмовыми листьями, дранкой или соломой. В наши дни горожанами и зажиточными жителями деревень возводятся каменные дома с двух- или четырёхскатной крышей из рифлёного железа. Однокамерные постройки вытесняются многокамерными. На участке, находящемся в пользовании большой семьи и образующем её домохозяйство, располагаются жилые дома по количеству её самостоятельных полноправных членов и хозяйственные строения.
Наряду с традиционной поясной или плечевой запашной одеждой Бини в наше время носят европейский костюм и широко распространившуюся по всей Западной Африке просторную расшитую сшивную одежду.
Традиционные праздники - аграрного и жизненного циклов - отмечаются под музыку (основные музыкальные инструменты - барабаны, рожки, колокольчики, кастаньеты) с танцами. Обряды на наиболее важных из них отправляются обой. Профессиональное жречество у Бини всегда было слабо, в отличие от тайного союза окерисон.
Традиционные культы - предков (основа всей духовной жизни Бини), верховного правителя обы, особенно в прошлом, божеств (верховное - Оса), сил природы и священных животных. Фольклор богат историческими легендами, сказками о животных. Развита мифология (мифы космогонические, о происхождении людей, Бенина и др.). Рассказчики сказок, легенд, мифов, существующие в каждой деревне, пользуются большим почётом.
Д.М. Бондаренко // НиРМ 

0.068161964416504