Банту

БАНТУ (от a-ba-ntu - "люди", название введено европейскими исследователями для обозначения говорящих на языках банту), группа народов, населяющих б'ольшую часть Африки к югу от 6° северной широты (так называемая Африка банту). Общая численность 200 млн. человек. Наиболее крупные народы: руанда, макуа, конго, шона, рунди, малави, зулу, коса, луба, кикуйю и др. Языки группы бенуэ-конго нигеро-кордофанской семьи. Для многих народов Банту характерно двуязычие и многоязычие. Широко распространён суахили, самый крупный из языков Банту по числу говорящих (свыше 50 млн. человек). Банту - христиане и мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиционные верования, есть приверженцы афрохристианских церквей. 

Полный текст публикации

БАНТУ (от a-ba-ntu - "люди", название введено европейскими исследователями для обозначения говорящих на языках банту), группа народов, населяющих б'ольшую часть Африки к югу от 6° северной широты (так называемая Африка банту). Общая численность 200 млн. человек. Наиболее крупные народы: руанда, макуа, конго, шона, рунди, малави, зулу, коса, луба, кикуйю и др. Языки группы бенуэ-конго нигеро-кордофанской семьи. Для многих народов Банту характерно двуязычие и многоязычие. Широко распространён суахили, самый крупный из языков Банту по числу говорящих (свыше 50 млн. человек). Банту - христиане и мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиционные верования, есть приверженцы афрохристианских церквей.
Данные лингвистики и археологии позволяют предполагать, что предки современных Банту - ранние земледельцы, видимо, уже знакомые с железом, - в 1-м тысячелетии до нашей эры начали продвигаться из района современного Камеруна к югу, в зону тропических лесов, и к юго-востоку, в обход этой зоны. В ходе миграции Банту оттесняли и ассимилировали коренное население - охотников и собирателей (пигмеи в лесной зоне, предки современных койсанских народов в саваннах Восточной и Юго-Восточной Африки). Народы Банту складывались главным образом в зоне парковых лесов и редколесья по периферии влажного тропического леса, куда они принесли производящее хозяйство и металлургию железа; в бассейне Конго Банту самостоятельно создали развитый очаг металлургии меди. Миграции отдельных групп Банту продолжались до середины 19 века.
Идёт активный процесс этнической консолидации мелких групп Банту в более крупные общности в границах современных государств, происходит формирование общностей национального типа у некоторых народов (например, кикуйю).
К концу 19 века для Банту было типичным ручное подсечно-огневое земледелие. Многие народы имели смешанное земледельческо-скотоводческое (сукума, тонга и др.) и преимущественно скотоводческое (суто, коса и др.) хозяйство. Значительную роль играли бортничество и охота, в 19 веке в связи с повышением спроса на слоновую кость и распространением огнестрельного оружия охота на слонов приобретает коммерческий характер. В доколониальный период Банту знали плавку и обработку железа, меди, золота. Изготовляли высокохудожественные изделия из дерева, кости, имели развитые системы эквивалентного обмена (меновые эквиваленты - раковины каури, изделия из меди и железа, скот, особые виды циновок). Северные и северо-восточные Банту по культуре близки соседним кушитам и нилотам.
Поселения Банту - большие и мелкие деревни различной планировки. Основной тип традиционного жилища - круглый дом с плетёными стенами, часто обмазанными глиной. На юге ареала Банту стены штукатурились и расписывались, на северном и на восточно-африканском побережье был распространён прямоугольный дом с двускатной, четырёхскатной или плоской земляной крышей.
В средние века отдельные народы Банту создали раннеполитические образования - Китара у торо, Мономотапа у шона и др., города-государства суахили на восточном побережье; в позднем средневековье сложились ещё более крупные, но слабые экономически раннегосударственные образования - Конго у народа конго, Буганда у народа ганда, Руанда у народа руанда, Лунда у народа лунда и др. Но большинство Банту к началу европейских колониальных захватов находилось на различных этапах разложения первобытнообщинного строя. Основной производственной и социальной ячейкой оставалась земледельческая община, а основной формой организации власти - племя- вождество и союз племён. Сильны были традиции родо-племенных отношений во всех сферах жизни общества.
Традиционная одежда Банту - набедренные повязки или передники из шкур или сплетённые из травы. С конца 19 века распространяется европейская одежда.
Имеют развитый фольклор (этногенетические предания, эпические сказания, сказки о животных и др.).
Н.М. Гиренко // НиРМ 

0.069408178329468