Ашанти

АШАНТИ, асанте, или асантефо (самоназвание - "объединившиеся для войны"), ашантийцы, асианте, тон, тонава, блу, камбон, камбоси, народ группы акан в центральных районах Ганы. Живут между реками Вольта и Тано (области Ашанти и Бронг-Ахафо). Численность 4,0 млн. человек. Родственные народы: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др. Языки Ашанти, аквапим и ачем часто рассматриваются как диалекты языка чви (тви) - чви каса. Письменность на латинской основе с 19 века. Язык Ашанти - один из официальных языков Ганы. Сохраняют традиционные верования, есть христиане (католики и англикане), мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

АШАНТИ, асанте, или асантефо (самоназвание - "объединившиеся для войны"), ашантийцы, асианте, тон, тонава, блу, камбон, камбоси, народ группы акан в центральных районах Ганы. Живут между реками Вольта и Тано (области Ашанти и Бронг-Ахафо). Численность 4,0 млн. человек. Родственные народы: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др. Языки Ашанти, аквапим и ачем часто рассматриваются как диалекты языка чви (тви) - чви каса. Письменность на латинской основе с 19 века. Язык Ашанти - один из официальных языков Ганы. Сохраняют традиционные верования, есть христиане (католики и англикане), мусульмане-сунниты.
Этническая общность Ашанти сформировалась в середине 18 - началу 19 века в результате консолидации различных аканских групп на территории Конфедерации Ашанти (около 1700-1896), возникшей как военный союз нескольких племён-вождеств (оманов) - Кумаси, Мампонг, Джуабен, Беквай, Кокофу, Нсута, Асумеджа и др. Во главе конфедерации стояли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема), часто называемая королевой-матерью, и совет старейшин, состоявший из оманхене и военных вождей (асафохене). Экономика Конфедерации Ашанти основывалась на работорговле и посреднической торговле золотом и орехами кола. Опираясь на сильную военную организацию, правители Ашанти завоевали право на монопольную торговлю с европейцами и к началу 19 века контролировали почти всю территорию современной Ганы. Основными компонентами структуры омана являлись позднепервобытные общины (акура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды (абусуа), патрилатеральные группировки (нторо) и подразделения военной организации (асафо). Возникло деление на знать, свободных общинников и зависимых (невольников, рабов и кабальников).
Основные традиционные занятия - ручное циклично-залежное земледелие (ямс, маниок, таро, батат, земляной орех, просо, кукуруза, сорго, рис, ананасы, цитрусовые, бананы, бобовые, томаты, овощи, возделывание масличной пальмы и дерева кола), животноводство (мелкий рогатый скот, свиньи, птица), золотодобыча. Охота, рыболовство и собирательство имеют вспомогат. значение. Работают по найму на плантациях какао, лесоразработках, в горнодобывающей промышленности и на промышленных предприятиях в городах. Из ремёсел развиты кузнечное, художественная обработка золота, серебра, бронзы (чеканка, ковка, литьё), гончарное, ткацкое, резьба по дереву.
Традиционные дома четырёхугольные в плане, из деревянных жердей, обмазанных глиной, с земляным полом, с двускатной крышей, покрытой пальмовыми листьями, травой или железом и шифером.
Традиционная одежда - кенте (типа тоги) и адинкра (праздничное кенте с тиснённым специальными штампами орнаментом).
Пища в основном растительная (различные каши, похлёбки, варёные и печёные овощи и корнеплоды с острыми приправами и пальмовым маслом), а также мясная и рыбная.
Живут большесемейными общинами; брачное поселение билокальное, практикуются полигиния, сорорат, левират, покупной брак (аседа). Счёт родства матрилинейный с элементами патрилатеральности.
Сохраняют культ предков (асаманфо), объектом которого были вожди и старейшины, культ сил природы, особенно духов рек и других водоёмов, веру в магию, колдовство и ведовство. Имеются пантеон духов (обосом) и представление о сверхъестественном существе Ньяме (небесное божество, демиург, первопредок) и хтоническом божестве Асасе. Широко распространены фетиши-обереги (суман) и куклы-акуаба - амулеты, связанные с культом плодородия и плодовитости. Ежегодно в сентябре устраивается праздник Оджира ("очищение"), в конце года - Апо (типа римских сатурналий), а через каждые 6 недель - Великий (Большой) Адаэ или Малый Адаэ поочерёдно, тесно связанные с культом предков и другими традиционными верованиями. Ньяме и Асасе наряду с мудрым пауком Анансе - постоянные персонажи фольклора и мифов.
Прикладное искусство Ашанти представлено ритуальной и погребальной скульптурой из обожжённой глины и дерева, бронзовой пластикой (техника исчезающей восковой модели), включая ритуальные сосуды кудуо и гирьки (абрамбо) для взвешивания золотого песка - геометрические, зооморфные и антропоморфные.
В.А. Попов // НиРМ 

0.061408996582031