Афроамериканцы

АФРОАМЕРИКАНЦЫ США, негры США, этнорасовая общность, часть американцев. Численность 30,0 млн. человек. Говорят на американском варианте английского языка и на так называемом блэк инглиш. Свыше 80% верующих - протестанты (в том числе 60% - баптисты, более 20% - методисты). Имеются также католики, "чёрные мусульмане", "чёрные иудеи" и другие. 

Полный текст публикации

 АФРОАМЕРИКАНЦЫ США, негры США, этнорасовая общность, часть американцев. Численность 30,0 млн. человек. Говорят на американском варианте английского языка и на так называемом блэк инглиш. Свыше 80% верующих - протестанты (в том числе 60% - баптисты, более 20% - методисты). Имеются также католики, "чёрные мусульмане", "чёрные иудеи" и другие.
Афроамериканцы - потомки африканских рабов, ввезённых в Северную Америку в 17-19 веках. Начавшийся ещё в колониальный период процесс культурной, а затем и социальной ассимиляции и происходившее вопреки запретам физич. смешение африканцев с белыми американцами и индейцами привели к тому, что уже к середине 19 века треть свободных негров и 10% рабов были мулатами, в 30-е годы 20 века мулаты составляли 75% всех Афроамериканцев.
Отмена рабства в США в результате Гражданской войны 1861-65, покончив с изоляцией бывших рабов, резко ускорила процессы их социальной дифференциации и культурной ассимиляции. Накануне 1-й мировой войны существовали негритянские буржуазия, промышленность и сельскохозяйственный пролетариат, фермерство, интеллигенция. Однако принятые в южных штатах конституции 1890-1910 лишили Афроамериканцев многих гражданских прав, узаконили расовую дискриминацию и сегрегацию их в расселении и получении образования, на транспорте и в местах общественного пользования.
Начавшееся в годы 1-й мировой войны и принявшее особенно широкие масштабы в 40-70-е годах 20 века массовое переселение Афроамериканцев в города и с юга (где в 1910 проживало 90% всех Афроамериканцев) на Севере и западе превратило Афроамериканцев в самую урбанизированную и пролетаризированную из этнорасовых групп, входящих в состав американцев. В 1980 в городах проживало 85,3% Афроамериканцев. В 1990 на южные штаты приходилось 52,8% Афроамериканцев, на северные - 37,8%, на западные - 9,4%.
Понятие "негр" в США условно и в разных штатах определялось различно. Концепция превосходства белых длительное время лежала в основе официальной политики властей. Ранее официальная статистика включала категорию "мулаты"; с 1950 она исчезает, и к "неграм" относили многих людей, принадлежавших скорее к мулатам. С середины 70-х годов вместо "негры" статистика употребляет термин "чёрные". В борьбе за гражданские права Афроамериканцев в 60-х годах 20 века добились принятия законов, запретивших расовую дискриминацию и сегрегацию. Однако они всё ещё подвергаются фактической жилищной сегрегации (так называемые "чёрные гетто"). Ответная реакция Афроамериканцев проявлялась в разных формах, в частности, в развитии их этнорасового самосознания. Оно отличается двойственностью: стремление к полной ассимиляции сочетается с тенденцией к выделению в особую этнорасовую общность, выражающейся в различных формах "чёрного национализма".
В фольклоре, музыкальной культуре и религиозной практике сохраняется влияние африканских традиций. Афроамериканцы внесли значительный вклад в американскую культуру (особенно в музыку) и спорт.
Э.Л. Нитобург // НиРМ

0.0641028881073