Афганцы

 АФГАНЦЫ, пуштуны (самоназвание на западе расселения - паштаны, ед. ч. пуштун, на Востоке - пахтаны, ед. ч. пухтун), народ в Афганистане (10 млн. человек) и на северо-западе Пакистана (19,5 млн. человек). Проживают также в Иране (1000 тыс. человек) и в Индии (10 тыс. человек); общая численность 30,55 млн. человек. Сохраняются многочисленные субэтнические группы (племенные объединения), крупнейшие из которых - дуррани и гильзаи, а также вазиры, хоттаки, афридии, шинвари, моманды, юсуфзаи, оракзаи, хугиани, сафи, какары и многие другие Говорят на афганском языке (пушту, или пашто) иранской группы индоевропейской семьи, который распадается на несколько диалектов, объединяющихся в две группы: северо-восточные и юго-западные Гильзаи, моманды, юсуфзаи и другие говорят на диалектах северо-восточной группы. Распространён также дари (фарси-кабули). Письменность на основе арабского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты (кроме группы дзадзи - шиитов).

Полный текст публикации

 АФГАНЦЫ, пуштуны (самоназвание на западе расселения - паштаны, ед. ч. пуштун, на Востоке - пахтаны, ед. ч. пухтун), народ в Афганистане (10 млн. человек) и на северо-западе Пакистана (19,5 млн. человек). Проживают также в Иране (1000 тыс. человек) и в Индии (10 тыс. человек); общая численность 30,55 млн. человек. Сохраняются многочисленные субэтнические группы (племенные объединения), крупнейшие из которых - дуррани и гильзаи, а также вазиры, хоттаки, афридии, шинвари, моманды, юсуфзаи, оракзаи, хугиани, сафи, какары и многие другие Говорят на афганском языке (пушту, или пашто) иранской группы индоевропейской семьи, который распадается на несколько диалектов, объединяющихся в две группы: северо-восточные и юго-западные Гильзаи, моманды, юсуфзаи и другие говорят на диалектах северо-восточной группы. Распространён также дари (фарси-кабули). Письменность на основе арабского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты (кроме группы дзадзи - шиитов).
Упоминания об Афганцах - "авганских племенах", обитающих в горах на западной границе Индии, появляются в средневековых источниках (11 век). В соответствии с генеалогическими преданиями, афганские племена делились на четыре основные группы, по именам родоначальников: сар(а)бани, батани (или битани), гаргушти и карларни (кррани). Общее число племён, по разным источникам, достигает 400.
Территорией первоначального расселения афганских племён был район Сулеймановых гор (Афганцы называли их "Пуштунхва"). В 14-15 веках Афганцы расселились до Пешаварской долины, затем до областей Дир, Сват и Баджаур. Афганская народность сформировалась в основном со сложением первых государственных образований 16-18 веках (княжество Акора, Гильзайское княжество, княжество племени абдали в Герате; в 1747 образовалась Дурранийская держава). Афганцы отстояли свою независимость в англо-афганских войнах 1838 -1842, 1878-1880, 1919, что способствовало упрочению этнической общности Афганцев. Гражд. война в Афганистане, развернувшаяся с конца 1970-х годов, привела к массовой эмиграции Афганцев в Пакистан (около 1 млн. человек) и другие страны.
У Афганцев сохранились пережитки традиционной родо-племенной структуры: большая семья управляется старейшиной (спинжирай, "белобородый"), несколько больших семей составляют род, которым управляет малик, несколько родов составляют клан (хель), несколько кланов - ветвь племени или племя (каум, кабиле). Управление племенем осуществляется вождём (ханом) племени и главами последующих подразделений, образующих джиргу (совет ханов и маликов или других влиятельных и авторитетных лиц). Большую роль играет кодекс чести - Пуштунвалай.
Основные занятия Афганцев - пашенное земледелие и скотоводство. Земледелие преимущественно поливное, при помощи арыков и подземных кяризов. Традиционные орудия - мотыга, кетмень; в крупных частных хозяйствах внедряется современная сельскохозяйственная техника. Культуры - пшеница, ячмень, просо, кукуруза, бобовые (вика, горох, чечевица, фасоль). Из огородных культур распространены морковь, репа, лук, баклажаны, салат, шпинат, капуста, дыни, арбузы, из технических - хлопок, из кормовых культур - клевер, люцерна, из масличных - кунжут, сафлор и другие.
Скотоводством занимаются главным образом кочевые и полукочевые племена, которые составляют около пятой части Афганцев; радиус кочевания достигает 500-1500 км. Разводят коз и курдючных овец, а также зебу, буйволов, верблюдов и ослов, в небольшом числе - лошадей. Кочевники весной отправляются со стадами на Север в горы и возвращаются осенью на зимние стоянки. Особые кочевые племена - повинда - осуществляют торговлю на пути своих перекочёвок. Продукция скотоводства - шерсть и кожа - является важной статьёй экономики страны. Проводятся мероприятия по переводу кочевников на оседлый образ жизни и созданию условий для улучшения их быта.
Большое распространение имеют лесной промысел, охота, различные ремёсла - кузнечное, медное, плотничье, столярное, ювелирное, выделка кож и войлоков, ковроделие, шерстяное и шёлковое ткачество и многое другое.
Основным типом жилища у оседлых Афганцев является глинобитный или сложенный из сырцового или обожжённого кирпича дом прямоугольной формы, с плоской или куполообразной крышей, окружённый высоким забором из сырцового кирпича или пахсы, у кочевых - четырёхугольной формы шатёр из шерстяной ткани. Кочевники на стоянках ставят шатры в один-два ряда, в центре - шатёр малика. Обычно селение Афганцев совпадает с родовым подразделением хель и носит его название. Небольшие селения, состоящие из домов близких родственников, называются кири.
Традиционная одежда различается в зависимости от племени, района обитания, социального положения. Обычно одежда мужчин включает длинную (до колен и ниже) белую или цветную рубаху, широкие штаны, безрукавку из чёрного, красного или зелёного сукна с четырьмя карманами на полах с застёжкой спереди. Непременной принадлежностью является также халат из хлопчатобумажной или шёлковой ткани без застёжек и шоли - длинное, продолговатое хлопчатобумажное покрывало, заменяющее верхнюю одежду. Головной убор - тюбетейка или войлочный колпак и люнги - чалма из 5-7 м ткани обычно белого цвета.
Одежда женщин состоит из длинной, свободного покроя, вышитой по вороту рубахи из цветной хлопчатобумажной ткани и доходящих до щиколотки штанов. У кочевников женщины носят поверх рубахи несколько широких юбок. В городах у женщин различаются уличный и домашний костюм. При выходе на улицу женщина накидывает тёмную чадру. Женщины носят различные серебряные украшения с сердоликом и лазуритом: серьги, кольца, носовые украшения, бусы, ожерелья из монет; характерно для Афганцев употребление сурьмы (считается, что насурьмлённые веки предохраняют от глазных заболеваний).
Основная пища Афганцев - хлеб (додай) и чай, употребляют также кислое молоко, овечий сыр, летом фрукты и овощи. Из мяса готовят супы - чарва, чарба, шорва, различные кебабы, которые употребляют с разнообразными овощными соусами, маринадами (ачар); излюбленная пища - различные виды плова.
Развит фольклор, особенно героические песни, в которых воспевается борьба Афганцев за независимость, а также народные песни-двустишия (ландый) любовного, военного, сатирического и другого содержания. Один из самых популярных фольклорных сюжетов - сказание о любви Адам-хана и Дурханый.
Б.-Р. Логашова // НиРМ

0.069283962249756