Ассирийцы

АССИРИЙЦЫ, атурая, сурая (самоназвание), халдеи, айсоры (армянское), сиро-халдеи, сирийцы, народ. Наиболее компактно проживают в Северном Ираке (120 тыс. человек), Иране (100 тыс. человек), Турции (70 тыс. человек), Сирии (30 тыс. человек); общины Ассирийцев имеются в России (10 тыс. человек), Грузии (6,2 тыс.), Армении (6,0 тыс.), Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах. Общая численность - 350 тыс. человек. Язык - ассирийский (новосирийский, новоарамейский, сирийский) западно-семитской группы афразийской семьи. Распространены также грузинский, армянский, азербайджанский, арабский, персидский, русский и другие языки. Письменность на основе сирийского письма. Верующие - христиане. 

Полный текст публикации

АССИРИЙЦЫ, атурая, сурая (самоназвание), халдеи, айсоры (армянское), сиро-халдеи, сирийцы, народ. Наиболее компактно проживают в Северном Ираке (120 тыс. человек), Иране (100 тыс. человек), Турции (70 тыс. человек), Сирии (30 тыс. человек); общины Ассирийцев имеются в России (10 тыс. человек), Грузии (6,2 тыс.), Армении (6,0 тыс.), Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии и других странах. Общая численность - 350 тыс. человек. Язык - ассирийский (новосирийский, новоарамейский, сирийский) западно-семитской группы афразийской семьи. Распространены также грузинский, армянский, азербайджанский, арабский, персидский, русский и другие языки. Письменность на основе сирийского письма. Верующие - христиане.
Ассирийцы возводят себя к древним ассирийцам, население Ассирийской державы (середина 2-го тысячелетия - 605 до нашей эры), которые после её падения находились под властью различных государств.
С 1 века среди Ассирийцев распространяется христианство, которое стало играть роль этноконсолидирующего фактора. В эпоху Арабского халифата (с 7 века) достигает расцвета ассирийская несторианская церковь: к 13 веку в подчинении её патриарха было 25 митрополий и 130 епископий от Сирии до Китая. Ныне Ассирийцы принадлежат главным образом к Ассирийской Церкви Востока (несторианской), Сирийской яковитской Церкви (монофиситской) и ассиро-халдейской церкви, объединяющей несториан, вступивших (в середине 16 века) в унию с римско-католической церковью.
Во время завоевательных походов Тимура в конце 14 века большая часть Ассирийцев была уничтожена вследствие отказа принять ислам; уцелели лишь укрывшиеся в горах Курдистана. С 16 века большинство Ассирийцев жило на территории Османской империи. В 40-х годах 19 века был разработан литературный ассирийский язык на основе урмийского диалекта. В 19 веке Ассирийцы оказались в эпицентре международных конфликтов на Ближнем Востоке, где европейские государства и в том числе Россия пытались использовать в своих интересах Ассирийцев и других местных христиан. Это вызывало недовольство турецких властей и, как следствие, репрессии и погромы. В 1-й четверти 20 века (особенно в 1915) от рук турецких и курдских экстремистов погибло около 500 тыс. христиан-Ассирийцев, многие были вынуждены искать спасения в других странах.
В России Ассирийцы впервые появились во время русско-иранской войны 1826-28, когда российские власти разрешили (1828) поселиться в Армении семьям активных сторонников России. Самое значительное переселение Ассирийцев в Россию произошло после разгрома антиосманского восстания 1914 и последовавшего за этим геноцида Ассирийцев в 1915. В 1917 на территории России проживало около 50 тыс. Ассирийцев. Под давлением властей многие из них приняли православие.
В прошлом подавляющее большинство Ассирийцев было сельскими жителями, их основное традиционное занятие - земледелие (главным образом пшеница, ячмень, хлопок, табак, бахчевые, огородные культуры), были развиты садоводство и виноградарство. Ассирийцы (особенно в Иране) занимались также скотоводством (козы, овцы, крупный рогатый скот). Были развиты торговля, ремёсла (гончарное, кузнечное и др.), отходничество, в Урмийской долине Ирана - рыболовство. В конце 19 века среди Ассирийцев российского Закавказья начал зарождаться слой промышленных рабочих.
Ассирийцы, переселившиеся в Россию в 1914-18, осели преимущественно в городах, занимаясь главным образом мелкой торговлей (как правило, выходцы из Ирана) либо (выходцы из Турции) ремонтом и чисткой обуви. Сравнительно небольшая часть Ассирийцев, поселившаяся в сельской местности, занималась земледелием. Ныне среди Ассирийцев распространены различные профессии, высока доля интеллигенции.
На протяжении веков Ассирийцы сохраняли родо-племенную структуру. Во главе племенных объединений стояли князья (малики), во главе деревенских общин - старосты (ришмата). Современные Ассирийцы сохраняют представления о традиционной родо-племенной организации и общине. Традиционные семейные отношения патриархальные.
Почти все традиционные праздники христианского происхождения: Пасха, Рождество Христово и др., дни памяти ассирийских христианских святых (Нусардил, Мар-Шалыта, Мар-Геворгиз). Дохристианского происхождения ассирийский Новый год, празднуемый 1 апреля. Ассирийцы сохранили богатый сказочный фольклор.
Современная материальная культура Ассирийцев имеет много общего с культурой окружающих народов: жилища (особенно в городах), бытовые орудия, домашняя утварь, одежда.
Е.В. Мищенко, С.С. Михайлов // НиРМ 

0.063626050949097