Арабы

АРАБЫ, аль-араб (самоназвание), группа народов, метаэтническая общность. В Азии Арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке - Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; Арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек. 

Полный текст публикации

АРАБЫ, аль-араб (самоназвание), группа народов, метаэтническая общность. В Азии Арабы составляют большинство населения Бахрейна (бахрейнцы), Иордании (иорданцы), Ирака (иракцы), Йемена (йеменцы), Катара (катарцы), Кувейта (кувейтцы), Ливана (ливанцы), Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; арабы Объединённых Арабских Эмиратов), Омана (оманцы), Саудовской Аравии (саудовцы), Сирии (сирийцы); в Африке - Алжира (алжирцы), Западной Сахары (мавры), Египта (египтяне), Ливии (ливийцы), Мавритании (мавры), Марокко (марокканцы), Судана (суданцы), Туниса (тунисцы). В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинцы; Арабы живут также в Турции, Иране, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе (2500 тыс. человек), Северной и Южной Америке (1200 тыс. человек), Западной и Южной Африке, Австралии и др. Общая численность 199 млн. человек, из них в Азии 70 млн. человек; в Африке 125,2 млн. человек.
Язык арабский западно-семитской группы афразийской семьи. Литературный арабский язык, распространённый среди всех Арабов, имеет диалектные варианты (иракский арабский, йеменский арабский и т.д.). Современные разговорные арабские диалекты распадаются на следующие важнейшие группы: аравийские, йеменские, иракские, сиро-ливанские, египетские, суданские, магрибские, хасания, шува и др. На новоарамейских диалектах говорят представители этноконфессиональных общностей (сабийцы и др.) в некоторых районах Сирии и Ирака. Часть Арабов южноаравийского побережья говорит на малых языках южнопериферийной подгруппы: шахри, ботхари, харсуси в Омане, махра и сокотрийцы в Йемене. Письменность на арабской графической основе. Основная масса Арабов исповедует ислам. Преобладают сунниты; есть шииты разных толков: в Иране (где составляют подавляющее большинство), Ираке, Сирии, Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др., в том числе друзы и нусайриты; ибадиты (в арабских странах Персидского залива и в Северной Африке). Среди Арабов-христиан - копты Египта, марониты и православные Ливана, мелькиты (Ливан, Сирия, Иордания и др.) и др.
Предки Арабов - племена Аравийского полуострова, у которых во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры после одомашнения верблюда начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Внедрение лучного верблюжьего седла резко усилило военное и транспортное значение верблюжьей кавалерии. Первые северо-арабские государства 1-го тысячелетия до нашей эры - 1-го тысячелетия нашей эры - Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан, Лахм и племенное объединение Центральной Аравии Кинда - не консолидировали племена Аравии в единый этнос. Это произошло с появлением ислама и созданием Арабского халифата (7 век). С началом арабских завоеваний (1-я треть 7 века) этноним Арабов превращается в самоназвание аравийских племён, составивших средневековую арабскую народность. Распад Османской империи (конец 19 - начало 20 века), освободительная борьба Арабов против европейских колониальных держав в 20 веке привели к политическому освобождению арабского мира, национальной консолидации Арабов в пределах суверенных государств.
Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни Арабов. Идеи арабского единства и национализма, палестинская проблема и внутренние противоречия политизируют арабское общество, придавая ему характерный социальный динамизм.
Арабы представляют собой оседло-кочевническую общность с конфликтами и взаимозависимостью между её составляющими, а также со значительной степенью культурного единства в каждом из её хозяйственно-культурных типов и подтипов (оседлые - полуоседлые - полукочевники - кочевники).
Большинство Арабов - крестьяне-феллахи, занятые пашенным земледелием, кочевым скотоводством, садоводством и огородничеством.
Основа родо-племенной организации - семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Поведенческие установки Арабов восходят к бедуинскому кодексу чести, предусматривающему родственную солидарность, гостеприимство, стойкость, мужество. Социальные отношения традиционно выражались как декларируемые кровнородственные.
Традиционное жилище кочевников и полукочевников - четырёхугольная палатка из чёрной (обычно козьей) шерсти, иногда из брезента, оседлых Арабов - каркасно-столбовое жилище. Дома крестьян и горожан относятся к различным вариантам средиземноморского типа (одноэтажный прямоугольный дом с внутренним двором). В зависимости от местности сооружаются глинобитные постройки, каменные или из сырцовых плит дома-крепости, хижины из циновок и т.д.
Религиозная и светская архитектура (памятники Дамаска, Багдада, Каира, Кордовы и др.) и декоративно-прикладное искусство Арабов оказали большое влияние на мировую культуру.
В одежде населения Южной Аравии характерны запашные юбки (фута) и головные повязки, для внутренних областей полуострова - распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между мужской и женской одеждой часто состоит в отделке и способе ношения. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки и другие украшения нередко составляют единственное личное имущество женщин. У бедуинок бытует татуировка и раскрашивание лица, ладоней, ступней и тела. Многие мусульманки закрывают лица вуалями, масками или покрывалами.
Современная одежда Арабов представляет собой сочетание арабских и других восточных (иранских, турецких и др.) и европейских элементов.
Обычная пища бедуинов - верблюжье молоко, пресные пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки, финики. У оседлых Арабов - каши из различных зерновых, козье молоко, овечий сыр, зелень, овощи и т.д.; в зависимости от страны и сезона изредка мясо. Многие Арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама (пост в месяц рамадан, запрет на алкогольные напитки и свинину).
Богат фольклор Арабов, ставший источником классической арабской поэзии (представление о ясновидении поэта - фаль и демоне поэзии - Хаджис) и тесно связанный с музыкальным творчеством. Основные музыкальные инструменты - бубен, барабаны, лютня, двуструнный или однострунный смычковый ребаб (прототип скрипки), сдвоенная и одноствольная дудка и др.
М.А. Родионов // НиРМ

0.069821834564209