Андийские народы

АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая численность в России (вместе с цезскими народами) - 55-60 тыс. человек. Коренное население высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на андийских языках (нахско-дагестанская группа северокавказской семьи), имеющих большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у андийцев, ботлихцев, годоберинцев), русский, азербайджанский языки. Письменность главным образом на русском и аварском языках на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая численность в России (вместе с цезскими народами) - 55-60 тыс. человек. Коренное население высокогорья Западного Дагестана, родственны аварцам. Говорят на андийских языках (нахско-дагестанская группа северокавказской семьи), имеющих большое количество диалектов. Распространены аварский, чеченский (у андийцев, ботлихцев, годоберинцев), русский, азербайджанский языки. Письменность главным образом на русском и аварском языках на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
В 1 веке нашей эры андийцев упоминает Плиний Старший. Они занимали обширные территории вниз по течению реки Андийское Койсу, где их, очевидно, ассимилировало авароязычное местное население.
Традиционные социальные отношения - патриархальные. Андийские народы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев. Существовали военно-политические образования - союзы сельских общин ("вольные общества"). Судопроизводство было основано на обычно-правовых установлениях (адатах) и нормах мусульманского права (шариат). Преобладающая форма семьи - малая, пережиточные формы неразделённой семьи сохранялись лишь эпизодически.
Вплоть до 30-40-х годов 20 века сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Главы тухумов чаще всего являлись старейшинами в джамаате. Приоритетно родство по мужской линии. До 40-х годов 20 века сохранялись рудименты мужских союзов (многодневные мужские увеселительные собрания). Ныне для решения местных национально-культурных, административных, хозяйственных задач Андийских народов созданы землячества, объединившие большей частью мужчин.
Селения располагались по склонам ущелий, планировка ступенчато-кучевая. Строились 3-4-ярусные боевые башни с бойницами. Жилища каменные, прямоугольные в плане, чаще одноэтажные, с небольшим двором, реже двухэтажные, с плоской крышей.
Одежда в основном общедагестанского типа. Мужчины носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома местной выделки, войлока, деревянная. Женская одежда: иногда овчинные шубы, платки и шали, чепец-накосник чухту, несколько разновидностей туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь преимущественно та же, что и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения.
Пища в основном мучная и мясо-молочная, фрукты, дикорастущие растения, плоды и коренья. Основные блюда: несколько разновидностей хлеба, лепёшек, каш, блюд из толокна, хинкалы, похлёбки, пироги, вареники и др.
Литература и фольклор двуязычны - на аварском и родном языках. У каждого из Андийских народов разработан свой сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Отмечаются календарные и мусульманские праздники. В быту пережиточно сохраняются языческие представления: вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых и т.д.
С.А. Лугуев // НиРМ 

0.067857980728149