Амхара

АМХАРА, амхарцы, амара (самоназвание), народ в Эфиопии (20·800 тыс. человек) и Эритрее (180 тыс. человек). Населяют в основном центральную, северную и восточную части Эфиопского нагорья и город Аддис-Абебу, где составляют подавляющее большинство населения. Общая численность 21000 тыс. человек. Язык амхарский семитской группы афразийской семьи. Письменность на собственной графической основе. Верующие - христиане-монофиситы, есть католики, протестанты, мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

 АМХАРА, амхарцы, амара (самоназвание), народ в Эфиопии (20·800 тыс. человек) и Эритрее (180 тыс. человек). Населяют в основном центральную, северную и восточную части Эфиопского нагорья и город Аддис-Абебу, где составляют подавляющее большинство населения. Общая численность 21000 тыс. человек. Язык амхарский семитской группы афразийской семьи. Письменность на собственной графической основе. Верующие - христиане-монофиситы, есть католики, протестанты, мусульмане-сунниты.
Формирование этнической общности Амхара началось в 13 - начале 14 века в областях Амхара-Сайнт и Шоа. С 14 века Амхара - господствующий этнос эфиопского государства, амхарский язык - язык двора и знати. С 17 века у Амхара появляется своя городская культура ("гондэрский период" 17 - середина 19 века).
С конца 19 века ареал Амхара расширяется, сглаживаются различия между локальными группами: шоанцами, годжамцами, бегэмдырцами, ластенцами и др., появляются новые локальные группы (черчерско-харэрская и др.), складывается современный литературный амхарский язык. До 1974 Амхара оставались привилегированным этносом, составляли б‘ольшую часть городского населения Эфиопии. Язык Амхара служит для межэтнического общения в Эфиопии.
Основное традиционное занятие Амхара - пашенное орошаемое земледелие (зерновые); традиционное сельскохозяйственное орудие - соха. Местами применяется искусственное орошение. На севере склоны гор до половины и выше террасированы и вспаханы, однако большие валуны не удаляются с полей. Распространены посадки эвкалиптов (на дрова и шесты), кустарника гешо (слабительное). Развиты животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, ослы, мулы), птицеводство (куры), пчеловодство, ремёсла (кузнечное, ювелирное, гончарное, кожевенное, ткацкое).
Поселения разбросанные; организационный центр - церковь с кладбищем - священной рощей, новые центроорганизующие элементы деревень - административные здания, шоссейные дороги и т.д. Преобладающий тип сельского жилища - круглая хижина из веток и травы; на севере - круглые в плане жилища из рваного камня на земляном цементном растворе, крытые соломой.
Мужская и женская традиционная одежда - штаны, туникообразная рубаха с поясом и плащ-шамма, украшенные вышивкой.
Основная традиционная пища - пресный хлеб (ынжера) из теффа, пшеницы и пр. Употребляются острые мясные соусы (вот), пряности, напиток из ячменя типа пива (телля), лёгкий алкогольный напиток из мёда (тэдж), кофе. Мужчины-воины ели сырое парное мясо, особые изделия из теста, жаренные на сковороде и затем высушенные, а также распаренные и сырые зёрна пшеницы и ячменя.
Основа социальной структуры - сельская община; внутри неё распространены традиционные ассоциации взаимопомощи, по устройству совместных трапез и пр. (такие же ассоциации существуют и в городах, в том числе старейшем у Амхара - городе Гондэр). Имелись профессиональные корпорации кастового типа - ремесленников, певцов-сказителей и др. Велик авторитет христианского духовенства, составляющего две кастовых по существу группы. Часты разводы и новые браки, значительна социальная роль деревенских проституток. В первый брак вступают подростками. В его ритуал входит многолюдная свадьба с ритуализированной дефлорацией девочки-невесты её женихом.
Ю.М. Кобищанов // НиРМ

0.069378137588501