Амбоно-тиморские народы

АМБОНО-ТИМОРСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Восточной Индонезии (2320 тыс. человек) и на Восточном Тиморе (20 тыс. человек). Населяют восточные Малые Зондские острова (остров Флорес, Солорский и Алорский архипелаги, большей частью остров Тимор, остров Роти) и южную и центральную часть Молуккских островов (острова Барат-Дая, Салатан-Тимур, Ару, Серам, Амбонские острова, Буру, Сула). Наиболее крупные - алорцы, ротийцы, атони, амбонцы, ламахолот. Язык центрально-австронезийской группы австронезийской семьи. Общая численность 2375 тыс. человек. В основном мусульмане-сунниты и христиане (протестанты-реформаты и католики). 

Полный текст публикации

АМБОНО-ТИМОРСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Восточной Индонезии (2320 тыс. человек) и на Восточном Тиморе (20 тыс. человек). Населяют восточные Малые Зондские острова (остров Флорес, Солорский и Алорский архипелаги, большей частью остров Тимор, остров Роти) и южную и центральную часть Молуккских островов (острова Барат-Дая, Салатан-Тимур, Ару, Серам, Амбонские острова, Буру, Сула). Наиболее крупные - алорцы, ротийцы, атони, амбонцы, ламахолот. Язык центрально-австронезийской группы австронезийской семьи. Общая численность 2375 тыс. человек. В основном мусульмане-сунниты и христиане (протестанты-реформаты и католики).
Формирование Амбоно-тиморских народов происходило в результате длительных контактов австронезийских переселенцев с неавстронезийским аборигенным населением, продолжавшихся с 5-4-го тысячелетия до нашей эры вплоть до современности. В 13-14 веках некоторые районы Восточной Индонезии были втянуты в сферу влияния яванской индуистской цивилизации (острова Амбон, Улисские, Банда). В 15 веке распространяется ислам. На Амбонских островах и островах Банда возникли крупные центры по производству пряностей, захваченные с 16 века португальскими, с 17 века - голландскими колонизаторами. В колониальный период Амбоно-тиморские народы входили также во многие индонезийские политические образования: макасарский султанат Гова (включавший Алорский, Солорский архипелаги, Восточный Флорес и части Тимора), султанат Тернате (Амбон, Серам, Буру и др.), султанат Тидоре (восточная часть острова Серам и др.).
Амбоно-тиморские народы входят в три историко-этнографических ареала: южно-молуккский, сложившийся под влиянием амбонцев, восточно-тиморский (бывшая португальская колония) и западно-тиморский, где определяющим было влияние атони и ротийцев. Им соответствуют три основных типа этнических общностей Малайского архипелага: "торговые этносы" (алорцы, курцы, амбелауанцы, банданцы, батуаса, гесерцы, кайели, добоанцы и др.), "колониальные этносы" (амбонцы), аборигенные народы внутренних областей (алуне, аруанцы, вемале, буруанцы, бонфия, ветарцы, атони, тетумы, кемаки, мамбаи, тукудеде, кеданг, ламахолот, кейцы, танимбарцы, ротийцы, летийцы, ватубельцы, манусела, серамцы и др.).
По культуре и хозяйству Амбоно-тиморские народы неоднородны. Наиболее развитые из Амбоно-тиморских народов (амбонцы, банданцы) занимаются товарным производством пряностей (гвоздика, мускатный орех), копры, сочетая его с огородничеством и рыболовством. Наиболее распространены хозяйственные типы добывателей саго (Молуккские острова) и тропических ручных земледельцев (Малые Зондские острова, внутренние районы всех крупных островов региона). На Тиморе и окружающих островах (Лети, Кисар и др.) развито скотоводство (козы, лошади, овцы). Остальные Амбоно-тиморские народы практикуют животноводство океанического типа (свиньи, куры, собаки); мусульманское население не держит свиней и собак.
Древнейший общий для всех Амбоно-тиморских народов элемент одежды - набедренная повязка (чидако) из лубяной ткани - повсеместно вытеснен одеждой региональных вариантов общеиндонезийского типа.
Основа пищи у добывателей саго - варёный саговый крахмал с добавлением пряностей и рыбы; у ручных земледельцев - кукурузная каша и лепёшки в западной части региона, варёные корнеплоды и клубнеплоды - в восточной. В некоторых районах известна культура риса. Городское население переходит на западноиндонезийскую пищевую модель (варёный рис с приправами).
Современные поселения Амбоно-тиморских народов прибрежные, линейной или беспорядочной планировки. Традиционные поселения (негри-лама), исчезнувшие в основном в 19 - начале 20 века, кучевые, располагались во внутренних районах или на труднодоступных скалистых мысах, имели укрепления из кораллового известняка или бамбука, общинный дом в центре.
Жилище - общеиндонезийского типа, прямоугольное, каркасно-столбовое, свайное, реже наземное, однокамерное, окружённое верандой. На Западном Тиморе бытует круглое наземное жилище, характерное, вероятно, для неавстронезийского субстрата.
Существует деление на роды и линиджи. До середины 20 века сохранялись матрилатеральный кросскузенный брак и трёхродовые союзы. Основа социальной организации - сельская община.
Практиковалась охота за головами (на Сераме до середины 20 века), инициации, вторичные захоронения и др. На Амбонских островах, острове Серам, островах Банда, Кей, Ару существовали надэтнические религиозно-политические "союзы пяти" (улилима) и "союзы девяти" (улисива). Традиционные верования сохраняются на Восточном Тиморе (кемаки, мамбаи, часть тетумов) и у некоторых горных народов Серама (нуаулу, хоаулу, бонфия и др.).
М.А. Членов // НиРМ 

0.066865921020508