Аквапим

АКВАПИМ (буквально "тысяча невольников"), аквапем, акуапем, тви, народ группы акан, живущий на юге Ганы, в районе Аквапимских холмов к северу от города Аккра, между реками Вольта и Денсу. Численность 560 тыс. человек. Языки Аквапим, ашанти и ачем, часто рассматриваются в качестве диалектов языка чви (тви) - чви каса, литературная форма и письменность на латинской основе которого была создана пресвитерианскими миссионерами на базе диалекта Аквапим в конце 19 века. Язык Аквапим - один из официальных языков Ганы. В отличие от других народов акан в Гане практически все Аквапим исповедуют христианство (пресвитериане и методисты), что связано с активностью европейских миссионеров в 19 веке, центр которых находился в районе Аквапимских холмов. 

Полный текст публикации

АКВАПИМ (буквально "тысяча невольников"), аквапем, акуапем, тви, народ группы акан, живущий на юге Ганы, в районе Аквапимских холмов к северу от города Аккра, между реками Вольта и Денсу. Численность 560 тыс. человек. Языки Аквапим, ашанти и ачем, часто рассматриваются в качестве диалектов языка чви (тви) - чви каса, литературная форма и письменность на латинской основе которого была создана пресвитерианскими миссионерами на базе диалекта Аквапим в конце 19 века. Язык Аквапим - один из официальных языков Ганы. В отличие от других народов акан в Гане практически все Аквапим исповедуют христианство (пресвитериане и методисты), что связано с активностью европейских миссионеров в 19 веке, центр которых находился в районе Аквапимских холмов.
Аквапим переселились на нынешнюю территорию в начале 17 века с северо-запада, ассимилировав черепон и гуан и создав вождество Аквапим, бывшее в 1640-1730 данником Акваму, а в 1742-1826 входившее в Конфедерацию Ашанти.
Основные занятия - ручное земледелие (ямс, маниок, рис, просо, сорго, кукуруза, бананы, возделывание масличной пальмы), разведение мелкого рогатого скота и домашней птицы, кузнечество, гончарство, резьба по дереву. В настоящее время большинство занято выращиванием какао и кофе. Традиционный быт, материальная культура и социальные институты очень близки к ашантийским (см. Ашанти).
Основой традиционной социальной организации Аквапим являлись деревенские общины (нкура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды (абусуапон), патрилатеральный институт нторо, на базе которого формировались военные обряды (асафо). Во главе вождества стоял оманхене и совет старейшин из глав деревенских общин. Брак вирилокальный, моногамный. Счёт родства матрилинейный с элементами патрилатеральности. Распространены все основные жанры фольклора.
В.А. Попов // НиРМ

0.065437078475952