Акваму

 АКВАМУ (самоназвание), народ группы акан, живущий на юге Ганы к северу от города Аккра, между реками Бирим, Денсу и Вольта и на левом берегу реки Вольта. Численность 70 тыс. человек. Близки аквапим. Говорят на диалекте языка чви (тви) - чви каса. Б‘ольшая часть Акваму - протестанты (пресвитериане и методисты) и католики, значительная часть придерживается традиционных верований.

Полный текст публикации

АКВАМУ (самоназвание), народ группы акан, живущий на юге Ганы к северу от города Аккра, между реками Бирим, Денсу и Вольта и на левом берегу реки Вольта. Численность 70 тыс. человек. Близки аквапим. Говорят на диалекте языка чви (тви) - чви каса. Б‘ольшая часть Акваму - протестанты (пресвитериане и методисты) и католики, значительная часть придерживается традиционных верований.
Этническая общность Акваму сформировалась в результате консолидации различных аканских групп на территории вождества (омана) Акваму, созданного в конце 16 века и бывшего в течение столетия ведущим раннеполитическим образованием лесных аканов. Данниками Акваму были соседние вождества и общины гуанов, гонжа, аквапим, эве, адангме, га, включая Осу (Аккра) и Ладоку. В конце 17 - начале 18 века Акваму - крупнейший поставщик невольников в европейские форты Золотого Берега. В 1734 после поражения от Ачем-Абуаквы часть Акваму переселилась за Вольту и создала новый оман Акваму, входивший в 1742-1826 в Конфедерацию Ашанти.
Именно Акваму создали ряд элементов политической культуры, ставших общеаканскими, а административно-политическая система Акваму на базе подразделений боевого порядка военной организации послужила моделью при создании вождеств ашанти и га.
Основные занятия - ручное земледелие (ямс, маниок, кукуруза, рис, просо, сорго, бананы; в настоящее время большинство Акваму занято выращиванием какао и масличной пальмы), разведение мелкого рогатого скота и домашней птицы, кузнечество, ткачество, гончарство, резьба по дереву. Традиционный быт, материальная культура и социальные институты близки к ашантийским (см. Ашанти).
Основой традиционной социальной организации Акваму являются деревенские и большесемейные общины, матрилинейные роды, патрилатеральный институт нторо, на базе которого формировались военные отряды асафо. Брачное поселение вирилокальное, практикуются полигиния, сорорат, левират, покупной брак. Счёт родства матрилинейный с пережитками патрилатеральности.
Сохраняют культ предков, полидемонизм, фетишизм, культ верховного духа Ньяме и хтонического духа Асасе, веру в магию и ведовство. Ежегодно в декабре - январе устраивается праздник Оджира ("очищение"). Распространены все основные жанры фольклора.
В.А. Попов // НиРМ 

0.062191009521484