Адыги

 АДЫГИ, адыгэ (самоназвание), этническая общность, включающая адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Численность в России 559,7 тыс. человек: адыгейцы - 122,9 тыс. человек, кабардинцы - 386,1 тыс. человек, черкесы - 50,8 тыс. человек. Живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и включают нередко абазин, абхазов, осетин и других выходцев с Северного Кавказа, - в Турции (150 тыс. человек), Иордании (25 тыс. человек), Иране (15 тыс. человек), Ираке (5 тыс. человек), Ливане (2 тыс. человек), Сирии (32 тыс. человек, вместе с чеченцами), всего около 250 тыс. человек. Общая численность свыше 1 млн. человек. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - мусульмане-сунниты.

Полный текст публикации

АДЫГИ, адыгэ (самоназвание), этническая общность, включающая адыгейцев, кабардинцев, черкесов. Численность в России 559,7 тыс. человек: адыгейцы - 122,9 тыс. человек, кабардинцы - 386,1 тыс. человек, черкесы - 50,8 тыс. человек. Живут также во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где, обычно называемые черкесами, расселены компактно и включают нередко абазин, абхазов, осетин и других выходцев с Северного Кавказа, - в Турции (150 тыс. человек), Иордании (25 тыс. человек), Иране (15 тыс. человек), Ираке (5 тыс. человек), Ливане (2 тыс. человек), Сирии (32 тыс. человек, вместе с чеченцами), всего около 250 тыс. человек. Общая численность свыше 1 млн. человек. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. Верующие - мусульмане-сунниты.
Древняя история Адыгов и формирование их общности связаны с районами Восточного Причерноморья и Закубанья. В 1-м тысячелетии до нашей эры древнеадыгские племена уже фиксируются в Восточном Причерноморье. Процесс формирования древнеадыгской общности охватывал в основном конец 1-го тысячелетия до нашей эры - середину 1-го тысячелетия нашей эры. В нём участвовали племена ахеев, зихов, керкетов, меотов (в том числе торетов, синдов) и др., этнически, видимо, не только древнеадыгские. По сведениям Страбона, эти племена населяли территории на юго-востоке от современного Новороссийска по левобережью Чёрного моря и в горах вплоть до современного Сочи. Жители побережья занимались земледелием, но их главным промыслом был морской разбой.
В 8-10 веках Адыги занимали земли в Прикубанье, в том числе вблизи древнерусского Тмутараканского княжества. Известен ряд военных походов (965, 1022) русских князей на Адыгов-касогов. В результате монгольских завоеваний в 13 веке население сконцентрировалось главным образом в горных ущельях, что привело к большой плотности населения, к малоземелью горцев. Прервалось развитие городской жизни, этническая территория сократилась, главным образом за счёт Прикубанья. В 13-14 веках обособилась часть кабардинцев. В 16-18 веках территория Адыгов была ареной многочисленных междоусобиц и войн, в которых участвовали Турция, Крымское ханство, Россия, дагестанские владетели. Область расселения Адыгов (Черкесия) охватывала земли от Тамани на западе до восточного побережья Каспия на востоке, включала земли в бассейне Кубани и по Восточному Причерноморью на северо-запад от современного Сочи. Однако значительная часть этих земель представляла собой хозяйственные угодья, в основном пастбища для кабардинского коневодства, и не имела постоянного населения.
В годы Кавказской войны (1817-64) происходит внутренняя самоорганизация западных Адыгов - адыгейцев. В 1-й трети 19 века в Закубанье образуется группа адыгейского (кабардинского) населения, позднее получившая название черкесы. Кавказская война и последовавшие за ней реформы во многом изменили этническую и демографическую ситуацию, особенно это связано с махаджирством - переселением горцев в Османскую империю, продолжавшимся до 1-й мировой войны, а также поселением горцев на равнине.
Адыги имели во многом общую социальную структуру. В 19 - начале 20 века сохранялись многие нормы обычного права - обычаи кровной мести, аталычества, гостеприимства, куначества, патроната, искусственного родства (молочное усыновление, побратимство). Образ жизни привилегированных сословий резко отличался от жизни простого народа; социальные различия сказывались в одежде, её цветовой гамме, покрое. В общественном и семейном быту, помимо обычного права (адат), действовали нормы мусульманского права (шариат).
До настоящего времени Адыги во многом сохранили единую традиционную культуру, различия в которой (особенно в хозяйстве, поселении, пище) определяются в основном природно-климатическими условиями, вертикальной зональностью. Сохранялась общность духовной культуры Адыгов: пантеон божеств, многие традиции общественного быта (например, творчество певцов-импровизаторов), традиционные представления. Адыги чётко осознают своё историческое единство.
Н.Г. Волкова // НиРМ 

0.068173170089722