Адыгейцы

АДЫГЕЙЦЫ, адыгэ (самоназвание), народ в России (122,9 тыс. человек), коренное население Адыгеи (95,4 тыс. человек). Живут также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. человек). Часть живёт в Турции (5 тыс. человек) и странах Ближнего Востока. До 20 века существовали субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространён русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты. 

Полный текст публикации

АДЫГЕЙЦЫ, адыгэ (самоназвание), народ в России (122,9 тыс. человек), коренное население Адыгеи (95,4 тыс. человек). Живут также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. человек). Часть живёт в Турции (5 тыс. человек) и странах Ближнего Востока. До 20 века существовали субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространён русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
Адыгейцы, как и другие адыги - кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в 13-14 веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных Адыгейцев. Социальное развитие Адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С 1820-х годов царское правительство начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию Адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией Адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп Адыгейцев. Последние очаги сопротивления Адыгейцев были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч Адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть Адыгейцев переселилась в равнинные районы.
В 1922 образовалась Адыгейская автономная область, с 1937 в составе Краснодарского края, с 1991 - Республика Адыгея.
Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19 века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё.
Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.
Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.
В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи.
В начале 20 века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество.
Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.
Ю.Д. Анчабадзе, Я.С. Смирнова // НиРМ 

0.068925857543945