Абелам

 АБЕЛАМ, папуасский народ на северо-востоке Папуа - Новой Гвинеи, к северо-западу от среднего течения реки Сепик. Численность 70 тыс. человек. Выделяются группы: северные (маприк) и южные (возера). Язык группы сепик-раму семьи нду; диалекты: маприк, абелам и возера. Распространены ток-писин, английский. Абелам - христиане (католики и протестанты), сохраняются традиционные верования.

Полный текст публикации

АБЕЛАМ, папуасский народ на северо-востоке Папуа - Новой Гвинеи, к северо-западу от среднего течения реки Сепик. Численность 70 тыс. человек. Выделяются группы: северные (маприк) и южные (возера). Язык группы сепик-раму семьи нду; диалекты: маприк, абелам и возера. Распространены ток-писин, английский. Абелам - христиане (католики и протестанты), сохраняются традиционные верования.
Основа хозяйства - ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, таро, бананы, кокосовая и арековая пальмы, сахарный тростник), разведение свиней, кур, добывание саго. Занимаются также охотой на диких свиней, древесного кенгуру, казуара, летучих собак и птиц, собирательством. Основное оружие - копьё, лук. Из ремёсел развиты плетение, изготовление тапы, лепной керамики, резьба по дереву и кости.
Поселения северных Абелам располагаются на вершинах холмов, вытянуты вдоль главной улицы. Дома наземные, каркасно-столбовой конструкции, с крышами до земли из листьев саговой пальмы. Южные Абелам живут на равнинах в свайных домах. Общественный и культовый центр поселения - дом духов (тамбаран, на языке ток-писин) и площадь перед ним (амай). Треугольный фасад тамбарана, достигающий 30 м высоты, украшен панно, расписанным минеральными красками (жёлтая, красная, чёрная и белая) на прогрунтованных глиной влагалищах листа саговой пальмы. Балки и столбы дома духов представляют резные многофигурные композиции, изображающие предков.
Абелам делятся на патрилинейные тотемические кланы (кум, гем), не имеющие наследственных вождей. Лидерство в клане определяется личными достоинствами. Мужчины деревни делятся на две группы (ара) ритуальных партнёров по церемониальному обмену ямсом и свиньями. Мужчины одной ара производят инициации подростков другой ара. Семья моногамная. Допускается полигиния.
Мужчины носили фаллокрипт, женщины ходили обнажёнными; праздничная мужская одежда - юбочка из окрашенных растительных волокон, плетёные и раковинные браслеты (ручные и ножные), серьги, гребни, головные украшения плетёные или из перьев казуара, ожерелья из цветов, плодов, раковин; распространено раскрашивание лица и тела. Праздничная женская одежда - кусок белой тапы и плетёная сумка, крепящаяся к голове, расшитая кольцами из раковин.
Основа пищи - растительная.
Л.А. Иванова // НиРМ
 

0.069169044494629