Под грибком. О природе и культуре растительных галлюциногенов

26 января 2012

Найдется ли нынче историк, который откажет историческому процессу в праве на абсурд? Даже если и найдется, все равно историк, отрицающий абсурд, абсурден сам по себе. Ну не бывает истории без абсурда. А все почему? Потому что – и тут мы открываем вам страшную научную тайну – во всем виноваты галлюциногенные грибы. Они росли задолго до начала Истории, и, следовательно, весь сонм галлюцинаций, хранящийся под их нежной кожицей, – первичен по отношению к историческому процессу.

Полный текст статьи

Если все-таки допустить, что вначале было Слово, то слову должна была предшествовать некая Мысль. Но что есть мысль Бога о мире, которого еще не было? И тогда следующий вопрос: что такое мысль об отсутствии чего бы то ни было, воплощенная в словах и образах, как не галлюцинация? И кто есть креатор, если не великий галлюциноген? Помните, как один из пелевинских героев наелся галлюциногенных грибов и ему открылось, что не человек, а именно гриб являет собой венец творения? Обычные грибы – лишь ботаническая метафора истинной силы гриба, открывающейся в ядерном взрыве. Грибы таким образом как бы самоутверждаются и с этой целью разводят людей – примерно так же, как люди разводят плесень для своего сыра. И что, разве это неправда? Или это мы управляем ядерными грибами, а не они нами, видоизменяя образ нашей жизни, тел и мыслей по своему образу и подобию?

Поскольку человек есть образ и подобие божества, понятно, откуда эта зависимость человеческого сознания от собственных иллюзий и тяга ко всему, что их вызывает. Люди произошли не от обезьян! Люди (как и обезьяны) произошли от грибов, а цветовая семантика мухомора – белое на красном – прямо или в инверсии вынесена на флаги многих государств.В культуре любого народа найдется какое-либо вещество или какая-нибудь техника, чтобы всласть поглючить. Народы Мексики уважали галлюциногенный кактус и псилобициновые грибы, индейцы Южной Америки – листья коки, в Центральной Африке – напитки из коры колы, в Северной – дым табака, народы Океании делали из корней перечных растений опьяняющий напиток каву, в Центральной и Южной Азии ширялись коноплей, маком и пили молочную водку, в Восточной и Юго-Восточной – рисовую брагу, в Южной жевали алкалоидные орехи, а в Северной – мухоморы. В Сибири также известны опьяняющие свойства местных психотропов –конопли, белены, багульника, борщевика, но мухоморы были и остаются вне конкуренции. Потребление «волшебных грибов» – практика весьма древняя, однако ничто не является таким современным, как именно архаическое. Волшебные грибы растут на краю света, в сибирской тайге или в сельве Амазонки, а дороже всего стоят в эпицентре мира, например, в Амстердаме. Они приходят в этот мир, как странники – от окраины к центру, провоцируя лидеров мировых сверхдержав проводить все новые и новые ядерные испытания, а иногда так и подзуживают их рвануть все и сразу. В этом не может быть сомнений, ибо когда дело доходит до войны, любые политики – мужи серьезные и мудрые – ведут себя как берсерки, обожравшиеся мухоморов. Если хорошенько разобраться, то что такое галлюцинация, как не расчленение единства предмета и образа? Это реальность образов и диктат образов. Образы начинают жить своей жизнью и трансформировать реальность под себя. Что такое мышление? Это способность думать о реальности, то есть представлять ее в качестве, в каком она еще не представлена. То есть мышление – это управляемые галлюцинации. А именно мышление движет прогресс. Галлюциногенные грибы – двигатели прогресса! В самом чреве цивилизации, в центре того же Амстердама, это понимаешь особенно остро.

ЛЮДИ ДУМАЮТ, ЧТО ЭТО ОНИ ЕДЯТ ГРИБЫ

А грибы думают несколько иначе. Впрочем, их точку зрения склонны принимать люди, которым хотя бы раз на зуб попадался настоящий говорящий гриб, способный им что—то сообщить. Надо сказать, что народы ширяются грибами не просто так. За употреблением грибных галлюциногенов стоит традиция, формировавшаяся на протяжении несколько тысячелетий. Свои галлюцинации люди изображали на скалах, и специалисты по наскальным рисункам пришли к выводу, что употреблять грибы (и не просто употреблять, а связывать употребление с какими-то религиозными образами) люди начали не позднее начала III тысячелетия до новой эры. Обычно усилия, направленные на трансформацию сознания, связывают с шаманизмом. Вот, дескать, галлюциногены способствуют умственным путешествиям шаманов и облегчают их выход за пределы обыденного сознания с целью общения с духами. Это своего рода техника экстаза, как выражался мэтр шаманологии Мирча Элиаде, замечая при этом, что потребление психотропных средств с целью расширения сознания является путем довольно грубым и в целом для шаманизма нехарактерным.

ЭТО НЕ ТЕ МУХОМОРЫ!

В сезон вызревания мухоморов народ в поселках на севере Камчатки проводит дни в разговорах о них, мухоморах. Мухоморов там не так много, как в Сибири или в средней полосе. Да и толку с них, в отличие от субарктических, маловато. Как северяне говорят про сибирские грибы, «слишком крепкие, с них не летаешь, а больше одуреваешь». Они поначалу просили родственников, у кого они южнее живут, высылать их посылками, но потом быстро отказались от них. Это не те мухоморы. Как утверждают микологи, чем севернее растут грибы, тем меньше у них ядовитых свойств и больше галлюциногенных. Поэтому стоит труда отыскать настоящий психотропный гриб, выбрав его из всего множества его собратьев. Известный российский этномиколог, директор Новосибирского краеведческого музея  А.В.Шаповалов пишет, что культура потребления грибов вначале должна была пройти определенный этап тестирования, на протяжении которого вырабатывались рецептуры и нормативы. Если учесть, что галлюциногенные мухоморы растут не везде и их психоактивность варьируется в зависимости от ежегодных климатических изменений, придется констатировать, что этот этап должен быть довольно длительным. Зато аборигены за это время научились определять, какими психотропными качествами будет обладать тот или иной гриб, наблюдая за внешними условиями его роста. Каждый же не обладающий такой компетенцией «грибник» подвергает свою жизнь смертельному риску. В состав красного мухомора входят два алкалоида – мускарин и микоатропин. Первый относится к чрезвычайно сильным ядам. Потребление человеком зараз хотя бы 0,005 грамма может вызвать летальный исход. При этом галлюциногенного эффекта нет. На мозг действует микоатропин (грибной атропин). В любом случае потребление мухоморов, содержащих мускарин, крайне опасно, и дозировку нужно рассчитывать очень точно. У хантов в Западной Сибири ориентировочная доза составляла три гриба, что еще не дотягивает до смертельных 0.005 грамма.Три гриба – примерная доза, рассчитанная путем тысячелетних проб и ошибок. Расчет точной дозировки требовал очень тонких знаний тем более, что свойства грибов варьируются еще и в зависимости от климата в конкретный сезон. Но дело не столько в дозе, сколько в культурном контексте, в готовности сознания принять духа гриба – вере в него. Известны трагические случаи, когда некоторые русские, видевшие в мухоморах лишь альтернативу водке, погибали, но не от отравления. Они убивали себя, подчинясь некоей чужой воле. Наевшись мухоморов, они не находили с духом гриба общего языка. «Служивому Василию Пашкову, –описывает опыты своих казаков великий путешественник С. П. Крашенинников, – велел мухомор у себя яйца раздавить, который, послушав его, дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать...».

СПОСОБЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Всем сибирским народам издревле были известны «тонизирующие» свойства мухоморов. Особенно активно их потребляли коряки, тихоокеанские чукчи, ительмены, ханты. Психотропными свойствами обладают далеко не все виды мухомора, а лишь некоторые, которые могут добываться лишь в крайне ограниченных количествах, в зависимости от сезона, локальных климатических вариаций и каких-то не доступных глазу микропризнаков. Свойства этих грибов и правила их распознавания в тонкостях были известны аборигенам Сибири, включая тех, кто сам их не ел. Кто их не употреблял, готовил их на продажу соседям – тундровым оленеводам, у которых мухоморы практически не растут. Да и сейчас на севере Камчатки за хороший мухомор можно выменять у местных бутылку водки, специально на такой случай припасенную. Способы потребления грибов тоже самые разные. У древних индоевропейцев и некоторых народов Сибири грибы употребляли в жидком виде. В древнеиранских текстах фигурирует ритуальный «напиток бессмертия» – легендарная сома, которая, по мнению ученых, представляла собой не что иное, как настойку-«мухоморовку». Чукчи мухомор высушивали, нанизав на нитку, и ели, отрывая маленькие кусочки, которые тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. У коряков, – сообщает классик этнографии В.Г.Богораз, – был распространен обычай, когда женщина разжевывает гриб и дает мужчине проглотить жвачку.Поскольку грибные алколоиды мускарин и микоатропин почти не расщепляются в организме и выводятся из него в растворенном виде, моча человека или животного, наевшегося мухоморов, остается столь же токсичной, как и сами грибы. Как вы понимаете, писать на землю чистым микоатропином в условиях его дефицита в природе крайне расточительно. Поэтому находились любители, которые пили мочу недавно наевшегося человека, или мочу оленя, пасущегося в грибных местах, или же свою собственную. Пью и писаю: вот девиз истинных алхимиков и жизненное кредо их символа, дракона Уробороса, которого изображали пожирающим собственный хвост. Но хвост ли это? Некоторые ученые считают эту версию ошибочной, относя ее на счет поздних искажений, возникших при перерисовке.

ГРИБ КАК ПРОЦЕССОР

Некоторые ученые циники считают, что в такой алхимический экстрим грибные наркоманы пускаются оттого, что во время «ломки» под рукой не нашлось правильного гриба. Другие интерпретаторы более лояльны – моча стариков, всю жизнь употреблявших мухоморы, являлась своего рода противоядием для неокрепших организмов подрастающего поколения. Вот вам и преемственность поколений в самой непосредственной форме.Справедливости ради надо заметить, что галлюциногенные традиции, если не имели изначально, то быстро принимали мифоритуальный характер. В измененном состоянии сознания открывались информационные каналы бессознательного, и выброс психической энергии обдолбавшейся мухоморами личности происходил не вообще, а согласно канонам той культуры, в которой она социализировалась. Это означает, что человек в грибном экстазе ведет себя не как безумец, но как герой эпоса своего этноса.У хантов мухоморы потребляли исполнители героических сказаний. Как это описывали очевидцы: «Певец для большего воодушевления съедал перед началом пения несколько мухоморов – 7-14-21, то есть число, кратное семи: от них он просто приходит в исступление и походит на бесноватого. Тогда всю ночь напролет диким голосом распевает он былины, даже и давно, казалось, забытые, а утром в изнеможении падает на лавку».Мобилизация информационных ресурсов психики и памяти – для бесписьменных народов единственный канал аккумулирования и ретрансляции культурно значимой информации. Не важно, чем вызывать транс, важно то, что это своего рода апгрэйд мозгового «процессора», ведь в нормальном состоянии человек запоминает гораздо меньший объем информации, и еще меньший он способен изложить для окружающих. Поэтому важно понимать, что употребление психотропов в традиционных и архаических культурах не имеет ничего общего с современной наркоманией. Предки от них умнели, а их непутевые потомки от них же тупеют.

КОГДА ЯД — ЛЕКАРСТВО

В Западной Сибири мухомор использовался и в реальной медицинской практике. Этнограф В.Н.Кулемзин подробно описывает лечебный сеанс с применением мухомора, проводимого хантыйским исылта-ку (фокусником и лекарем). Вся процедура сводится к усыплению пациента, его длительному сну и             пробуждению. Для погружения пациента в сон исылта-ку готовит довольно сложное снадобье. Он размачивает в двух сосудах с теплой водой сухую пленку мухомора и сам гриб без пленки, при этом вода должна быть снеговой, а чашка деревянной – нарушение заведенного порядка, как в любой ритуальной практике, здесь недопустимо. Выпив снадобье, пациент должен спать в холодном помещении три дня. Сам врачеватель тоже принимает мухомор: вместе с клиентом он должен отправиться к подземному богу Кали-Торуму, передать подарок и попросить, чтоб тот не забирал больного. У последнего от приема снадобья снижается кровяное давление, замедляется дыхание, наступает тяжелая интоксикация, а при неосторожности или превышении дозы наркотика может наступить паралич дыхательного центра и остановиться дыхание. Доза, которую употребил исылта-ку, по всей видимости, незначительна, поскольку он должен бодрствовать, следя за состоянием спящего, и вовремя вывести его из этого состояния. Но что это? Ноу-хау хантыйской медицины? Не совсем. Некоторые ненецкие шаманы также принимали мухоморы, чтобы в наркотическом трансе узнать у духов способ излечения больного. Вышеупомянутый А.В.Шаповалов обращает наше внимание на то, что лечебная практика хантыйского исылта-ку семантически чрезвычайно сходна с действиями мексиканского мага дона Хуана по употреблению наркотического кактуса пейота, описанными Карлосом Кастанедой: «Прямые связи здесь исключены, скорее речь может идти об универсальной объяснительной модели восприятия наркотических средств в архаических культурах. Сходные понятия о наркотических и галлюциногенных препаратах широко распространены у самых разных народов Африки, Америки и Океании. Но они не имеют подлинно шаманской основы, по своей сути мухомор не более чем элемент магии. Что касается самочувствия «грибника», то известны три стадии опьянения мухомором у чукчей, которые могли наступать по отдельности             или последовательно в течение одного приема.»Выдающийся российский ученый В.Г.Богораз так описывает эти стадии. На первой (характерной для молодых) наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная веселость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии (часто у стариков) появляются галлюциногенные реакции, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они все еще осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия самая тяжелая: человек входит в состояние измененного сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотических сон.

ЛЮБИ КОГО ТЫ ЕШЬ

Псилобициновые грибы растут на экскрементах крупного рогатого скота, поэтому в мифопоэтическом сознании эти грибы промышляют охотой на быков. Такие люди-грибы часто встречаются на наскальных рисунках, в самых разных частях света. Не так давно они были открыты и на Алтае российским археологом Дмитрием Черемисиным, прославленным в боях с энтропией. Что касается их физической природы, то она также остается практически неизученной, и за традицией их употребления тоже стоит многовековой опыт. О том говорят сами исследователи – микологи и этнофармакологи, подчеркивая, что активное психотропное вещество может одновременно быть и легким приятным галлюциногеном, и смертельным ядом. Вид грибов может быть один и тот же, доза одна и та же, но они могут по-разному воздействовать на психику разных людей, и эта разница усугубляется тем, что биохимический состав грибов может колебаться в спектре от «съедобного» до «ядовитого», причем это никак не будет отражаться на их внешнем облике. Тема мутации вегетативных растений в ботанике до сих пор остается белым пятном.И вот микологи отправляются ставить опыты на людях. Поскольку в распоряжении каждого современного биолога-гуманиста есть лишь один подопытный – он сам, то самые самоотверженные начинают просто есть эти грибы, постепенно увеличивая дозы и описывая раз за разом свои состояния. Странные люди. Ну, любишь есть грибы, так ешь и люби, чего уж героя из себя строить. Хотя, как мы уже выяснили, всем, кто ест грибы, свойственно героическое поведение. Они сутками напролет могут петь богатырские песни. В том числе и про науку...

ЧЕМУ ПОЗАВИДОВАЛ БЫ ГАГАРИН

У индейцев Южной Америки имеется такой миф: он рассказывает о том времени, когда на Земле из представителей homo sapience обитали лишь женщины. Впрочем, тогда они тоже были не совсем того, в смысле homo, и тем более в смысле sapience, поскольку размножались вегетативным способом, вступая в интимную связь с грибами, которые в те далекие мифологические времена были тоже не совсем растениями, а, скорее, своеобразными растительными, но мыслящими фаллосами. Все было хорошо, пока одни грибы не вздумали проникать в женщин противоестественным путем, принуждая их к употреблению себя в пищу. От этого женщины стали рожать невиданных прежде антропоидных существ, имеющих морфологические признаки родства с псилобициновыми грибами. Так появились мужчины. Они переняли у грибов все основные функции, включая охоту на крупный рогатый скот.Очень правдоподобный миф. Вот только если бы не подозрения: а не придумали ли его феминистки, подводя базу под свои инсинуации? Что для ученого-миколога подвиг, то для южноамериканского индейца – рутина. Самые продвинутые из них давно вынесли на международный туристический рынок слегка экстремальную услугу – сеанс шаманских путешествий. И реклама соответствующая. «Опытный шаман будет вашим гидом по девяти сферам верхнего и нижнего миров». Ни Гагарину, ни Данте такой сервис и не снился.Со стороны это выглядит так. Любого желающего оплатить тур по все сферам верхнего и нижнего миров заводят в шалаш, поют ему эпос на местном наречии, потом дают проглотить гриб. Вот и все. Пока клиент глючит, персонал может выпить пива, поговорить о грибах или политике. Когда тело космонавта-путешественника начинает конвульсировать, сигнализируя о возвращении в наш профанный мир из сакральных эмпиреев, гид вновь напяливает на себя шапку с перьями и встречает его как VIP-пришельца, с шутихами и петардами. Потом торжественно вручают сертификат.Клиент вернется к себе на родину, откроет контору по оказанию оккультных услуг, повесит на стену в офисе этот сертификат и будет принимать клиентов как «сертифицированный специалист, прошедший курс обучения у индейских магов и шаманов». Он вам почистит карму, чакры и карманы. Платите ему от души. Только лучше не ешьте его поганки, от греха подальше. Лучше водки с ним выпейте, да помяните казаков Крашенинникова.

Константин БАННИКОВ

0.061997890472412